Tesla отчиталась о первом квартале: все плохо, но это временно
Финансовые результаты компании Tesla за первый квартал 2019 года оказались даже хуже ожидаемых: фирма опубликовала отчет в ночь со среды на четверг по московскому времени. Впрочем, по мнению Теслы, на то есть объективные причины: начало экспортных поставок, платежи по кредитам и не в последнюю очередь снижение правительственных субсидий.
Tesla вновь в минусе: за первые три месяца года компания потеряла 702 миллиона долларов. Кассовая наличность снизилась до 2,2 миллиарда долларов: даже с учетом 920 миллионов выплат по кредитам это меньше, чем 3,7 миллиарда в четвертом квартале 2018 года. Продажи электромобилей уменьшились примерно на треть, а вынужденное снижение цен повлекло падение выручки с 7,2 до 4,5 миллиарда долларов, хотя даже самые пессимистичные аналитики предрекали как минимум 5,4 миллиарда. А маржа с продаж седана Model 3, самой популярной из нынешних Тесл, снизилась примерно до 20%. При этом «старая гвардия», высокомаржинальные модели S и X, потеряли больше половины продаж: минус 56%.
Закат Теслы? Вряд ли: компания приводит объяснения сложившейся ситуации. Во-первых, больше половины квартала фирма выпускала «трешки» по только что открытым заказам со Старого Континента и из Китая: электромобили в спецификациях североамериканского рынка вернулись на конвейер лишь в конце февраля. Большие сроки доставки неминуемо сказались на объеме продаж: «машины в пути» формально не считаются проданными. А по статистике Теслы, «трешек» за первые три месяца было сделано даже на 3% больше, чем в четвертом квартале прошлого года.
Хотя последнее утверждение порождает закономерный вопрос: следовательно, спрос на американском континенте был ожидаемо низким, поэтому начало продаж в Европе приурочили к урезанию в США федерального кредита вдвое, с 7500 до 3750 долларов? А более-менее приличные показатели отчета получены за счет неудовлетворенного ранее спроса иностранных покупателей, который в следующих месяцах упадет в разы?
Впрочем, Tesla преподносит нынешние трудности как временные. Еще до конца года должен вступить в строй шанхайский завод фирмы, а следом начнется производство кроссовера Tesla Model Y, который, по прогнозу компании, окажется популярнее всех нынешних моделей, вместе взятых! Самые дорогие электромобили Model S и X серьезно модернизированы, а в скором времени фирма наладит выпуск новых электромобилей: Roadster, пока безымянный Pickup и магистральный тягач Semi. Прибыльность электромобилей фирма планирует довести в среднем до 25%, а годовой выпуск все-таки достигнет полумиллиона — правда, теперь Тесла суммирует также ожидания от китайского завода и называет нетипичный временной отрезок: с июня 2019 года по июнь 2020-го.
Однако прозвучавшее двумя днями ранее заявление Илона Маска о существенных затратах на внедрение «полной автономности» электромобилей Tesla заставляет задуматься о реальности будущих прибылей калифорнийской компании.