Тираж автомобилей Audi с приводом quattro превысил 8 миллионов
У компании Audi очередная веха: за 37 лет производства выпущено восемь миллионов полноприводных автомобилей марки, которые объединяет шильдик quattro. Юбилейным назван кроссовер Audi Q5 2.0 TFSI нового поколения, сошедший с конвейера мексиканского завода компании, но это скорее условность, ведь ежедневно фирма выпускает более двух тысяч полноприводных машин.
Первую модель с такой трансмиссией представили весной 1980 года: это было спортивное купе Audi quattro с турбомотором, созданное с прицелом на участие в ралли. Впрочем, систему постоянного полного привода с механической блокировкой межосевого дифференциала разработали еще раньше — специально для армейского внедорожника Volkswagen Iltis образца 1978 года. На Audi она перешла без особых изменений, но перевернула мир гражданских легковых автомобилей. Компания BMW выпустила первую полноприводную легковушку только в 1985 году, а Mercedes — спустя еще два года.
Audi quattro 1980 года
Конечно, система модернизировалась. В 1986-м появился самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen, в 2006 году — его несимметричный вариант (по умолчанию 60% подводимого крутящего момента передается на заднюю ось), а в 2010-м — «самоблок» собственной конструкции с торцевыми шестернями. Впрочем, сейчас под брендом quattro скрываются и принципиально иные трансмиссии.
На младших моделях Audi (A1, A3, Q2, Q3, TT) так называется простейшая система с многодисковой муфтой Haldex в приводе задних колес. Точно такой же привод устанавливается на автомобили Volkswagen, Skoda и Seat. Суперкар Audi R8 за шильдиком quattro также скрывает подключаемую схему, но электронноуправляемая муфта отвечает за привод передних колес. А последняя новинка называется quattro ultra и пока применяется только на некоторых версиях автомобилей Audi A4, A5 и Q5. Постоянный привод — только на передние колеса, а перед карданным валом установлена муфта фирмы Magna, которая, в отличие от узла Haldex, управляется не гидравликой, а механикой. А в заднем дифференциале расположена еще одна, более простая, кулачковая муфта: если разомкнуты обе муфты, карданный вал и ведомая шестерня главной передачи перестают вращаться, уменьшая механические потери в трансмиссии.
Трансмиссия Audi quattro ultra
Впрочем, все эти нюансы не отменяют главного: спрос на полноприводные Audi растет. В 2015 году доля машин с четырьмя ведущими колесами в мировых продажах компании достигла 44% (данные за 2016 год, видимо, еще не обработаны). А в России этот показатель еще весомее: более 70%! Впрочем, у Мерседеса и BMW доля полноприводных машин в российской структуре продаж еще выше — 72 и 79% соответственно. Также среди крупнейших quattro-рынков — США, Канада и страны Среднего Востока.