Утилизационный сбор на автомобили могут повысить вдвое
Издание Коммерсант со ссылкой на собственные источники сообщило о перспективе значительного повышения утилизационного сбора на новые автомобили в 2018 году. Этот проект готовится уже несколько месяцев, и еще в сентябре мы писали, что ставку повысят примерно на 15%. Однако по новым данным прибавка для легковых автомобилей составит от 87 до 125% в зависимости от объема двигателя!
Напомним, что введенный в сентябре 2012 года утильсбор — своеобразный гарант того, что машину отправят под пресс и переработают после того, как она отслужит свой срок эксплуатации. В 2016 году его уже увеличивали на 65%: сегодня сбор для легковушек составляет 20 тысяч рублей (для грузовиков и автобусов — 150 тысяч). В итоге же сбор включается в цену автомобилей и его уплата ложится на плечи конечных покупателей. Он касается как новых, так и подержанных машин, ввозимых в страну. Однако производителям, локализовавшим производство автомобилей в России, правительство компенсирует эти затраты промышленными субсидиями.
Пока далеко не факт, что утилизационный сбор действительно повысят вдвое: Минпромторг до сих пор настаивает на том, что средневзвешенная индексация сбора составит 15–17,5%, и обещает обнародовать итоговое решение позже. Но столь резкое повышение тарифа в нынешних условиях выглядит абсурдно. Ведь российский рынок в этом году только начал восстановление (рост на 12%), и ломать эту позитивную тенденцию очередным подорожанием автомобилей неразумно.
Повышение утильсбора в качестве метода борьбы с импортом корректно лишь в случае с подержанными машинами. Доля же новых привозных автомобилей на рынке сейчас составляет лишь около 15%, и «душить» этот сектор уже бесполезно, ведь в нем в основном находятся дорогие модели, для покупателей которых утилизационный сбор роли не играет. Но если правительство отменит субсидии российским заводам, то повышение цен затронет весь рынок новых машин — и тогда его дальнейшее восстановление окажется под большим вопросом.
Кстати, сам по себе утилизационный сбор в России имеет весьма опосредованное отношение к утилизации автомобилей. С момента введения этого сбора в стране продано примерно 11 миллионов новых легковых автомобилей. По грубой оценке Авторевю, за них было уплачено 140 миллиардов рублей утилизационного сбора (в том числе в виде госсубсидий). Однако развитие утилизационных центров для автомобилей в стране до сих пор находится в зачаточном состоянии. Впрочем, это тема для отдельного разговора.