Лада XRAY: все подробности об автомобиле и о проекте в рассказе Михаила Подорожанского

Фото: Андрей Холмов

То, что мне удалось оседлать две закамуфлированных Лады XRAY — и проехать несколько кругов по овальному треку рядом с заводоуправлением, хоть и тешит самолюбие, но остается вещью в себе, да еще под толстым слоем оговорок. Пластик пока не тот, не та шумоизоляция, не до конца откалиброваны усилитель рулевого управления, ESP, кондиционер... Могу лишь подтвердить, что автомобили разгоняются, поворачивают и тормозят. И то, что производство начнется в срок — 15 декабря. Похоже, именно чтобы развеять сомнения на сей счет, президент АвтоВАЗа Бу Андерссон и пригласил провести с ним уик-энд в Тольятти. Я-то знаком с Андерссоном не первый год, но на моего пятнадцатилетнего сына, которого я захватил с собой, босс АвтоВАЗа произвел куда более яркое впечатление, чем закамуфлированный XRAY: «Папа, этот Андерссон реально крут. Нет, он нереально крут!»

Автомобиль удостоился более сдержанных оценок, и в этом мы с сыном солидарны.

То, что в основе — хэтчбек Renault Sandero, было известно с момента засветки концепт-кара на Московском автосалоне 2014 года. Вариться, краситься и собираться Лада XRAY будет в Тольятти — бок о бок с Sandero и прочими машинами французского проекта B0. Но Лада XRAY станет первым автомобилем, который оснастят новейшим 16-клапанным мотором объемом 1,8 литра — ВАЗ-21179. Его мощность, 123 л.с., хоть и не рекордная для такого рабочего объема, но уже сравнялась c отдачей моторов 1.6, которыми козыряют Kia Rio и Hyundai Solaris. В паре с двигателем 1.8 — только роботизированная коробка (АМТ), тоже вазовская. И она, как уверяет шеф проекта Олег Груненков, будет работать лучше, чем на Грантах или Калинах. Но не исключено, что в дополнение к «автоматической» версии появится и Лада XRAY 1.8 с обычной «механикой» — благо крутящий момент 173 Нм под силу и коробке передач ВАЗ-21826 (на ее основе и сделан «робот»), и коробкам Renault JH, сборка которых началась в Тольятти.

Ступенькой ниже — Лада XRAY с 16-клапанным мотором Renault/Nissan HR16 (1,6 л, 114 л.с.), кстати, тоже местной сборки. С ним — только механические французские коробки JH, которые собирают в Тольятти под той же крышей. Эти же агрегаты, причем с тем же передаточным рядом, — удел и самой доступной версии с «грантовским» двигателем ВАЗ-21129 (1,6 л, 106 л.с.).

Даром что за основу взят Renault Sandero, в кузове Иксрэя лишь половина заимствованных деталей (в основном это «силовые» элементы). Олег Груненков говорит о двух приоритетах при проработке кузова. Во-первых, жесткость. Обратите внимание на выделенную оранжевым «скамейку» в задней части: с одной стороны, это опора для полочки, прикрывающей багажник, но главное — это усилитель, повышающий жесткость задней части кузова (в хэтчбеках здесь особо критичная зона). Ожидается, что жесткость кузова на кручение достигнет 18800 Нм/град (без стекол), и это выше, чем у автомобиля-донора. Во-вторых, снижение шумов и вибраций. Например, дверные уплотнители будут с лучшими шумопоглощающими свойствами, что повлекло усложнение конструкции рамки стекольного проема. А еще Груненков шепнул, что надеется на три звезды «за безопасность» в новом рейтинге Euro NCAP, и на четыре — в нашем рейтинге ARCAP
Даром что за основу взят Renault Sandero, в кузове Иксрэя лишь половина заимствованных деталей (в основном это «силовые» элементы). Олег Груненков говорит о двух приоритетах при проработке кузова. Во-первых, жесткость. Обратите внимание на выделенную оранжевым «скамейку» в задней части: с одной стороны, это опора для полочки, прикрывающей багажник, но главное — это усилитель, повышающий жесткость задней части кузова (в хэтчбеках здесь особо критичная зона). Ожидается, что жесткость кузова на кручение достигнет 18800 Нм/град (без стекол), и это выше, чем у автомобиля-донора. Во-вторых, снижение шумов и вибраций. Например, дверные уплотнители будут с лучшими шумопоглощающими свойствами, что повлекло усложнение конструкции рамки стекольного проема. А еще Груненков шепнул, что надеется на три звезды «за безопасность» в новом рейтинге Euro NCAP, и на четыре — в нашем рейтинге ARCAP
0 / 0

Необходимость доводки донорского шасси в первую очередь была продиктована тем, что XRAY примерно на 50 кг тяжелее Sandero. А прибавка веса, по словам Груненкова, обусловлена желанием увеличить жесткость и «снизить NVH», то есть шумы и вибрации.

Но вот и принципиальное отличие: рулевое управление будет не с гидро-, а с электрогидроусилителем. И все автомобили XRAY, включая начальные версии, будут оснащены ESP с возможностью принудительного отключения. К слову, как раз в эти дни совместно с фирмой Bosch завершался цикл «сухих» калиб­ровок ESP.

Дорожный просвет — 195 мм (при полной загрузке — около 170 мм), то есть XRAY приподнят так же высоко, как и псевдокроссоверный Sandero Stepway, а «просто» Sandero посажен заметно ниже (158 мм по нашим замерам).

Объем багажника по паспорту больше, чем у Sandero (376 против 320 литров), а приятным дополнением стало двойное дно, причем нижнюю полочку можно не только приподнять, но и зафиксировать в таком положении. А вот захлопывать пятую дверь одним махом неудобно: внутренняя рукоятка-углуб­ление отстоит от нижней кромки двери слишком далеко.

Я поездил на двух версиях: с вазовским мотором 1.8 в паре с «роботом» — и с мотором Renault на «ручке». Детализировать впечатления рано. У одной машины усилитель руля настроен хорошо, у другой — плохо. На одной толчки от дорожных неровностей, особенно в поворотах, передаются на руль до неприятного сильно, на второй — умеренно. На одной шумы и вибрации от силового агрегата заметней, на второй сглажены... Я разгоняюсь с разной интенсивностью на машине с «роботом», а сидящий рядом инженер повторяет, что над «картой» алгоритмов еще предстоит поработать. Разве что тормоза работали более-менее одинаково, причем обратная связь была гораздо лучше, чем на Калине с «роботом», на которой я успел поездить перед вылетом в Тольятти. И сидеть удобней, причем как спереди, так и сзади.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи