Степь на троих: Максим Чернявский проехал вместе с газовской командой ралли-рейд «Великая степь»

Фото: Вячеслав Субботин | Максим Чернявский

Российские производители грузовиков традиционно делят ралли-рейд «Великая степь» на троих: КАМАЗ-Мастер побеждает, мазовцы мужественно борются с трудностями, а ГАЗ испытывает новинки. На этот раз здесь дебютировала Газель Next с 200-сильным двигателем (она — на снимке внизу), а я проехал вместе с газовской командой вслед за гонкой. 

Бескрайняя калмыцкая степь (ну да, «Великая»!). Серая трава со злыми колючками, стадо коров — и четыре Соболя 4х4 с журналистами, выехавшими на очередную точку съемки. На горизонте появляется столб пыли, и по мере его приближения коровы и фотографы оживляются. Через пару минут в клубах песка проносится очередная боевая машина — коровы, стоявшие слишком близко, бросаются наутек, а потом все замирает, пока не проедет следующий автомобиль.

Конечно, ГАЗ Садко — не конкурент КАМАЗам и МАЗам... Но гоняется в одной категории с ними

Просторы от Элисты до Астрахани — это вам не средняя полоса России: достаточно посмотреть на рекламу вдоль дорог. То в гости зазывает кафе «Салам Баку», то предлагается «Ночлег с удобствами у тети Розы», а то на окраине степи стоит рекламный щит: «Национальные блюда, куплю ДТ, стоянка, сварка»... И ниже: «Комната намаза». Часто встречаются объявления: «Куплю старые сайгачьи рога». Самих сайгаков, правда, мы не видели: как уверяют информационные источники, «эта популяция находится в крайне тяжелом состоянии».

Но дело не только в отсутствии сайгаков. Сама гонка из романтического приключения превратилась в спортивный бизнес-проект! Дело в том, что участники отныне живут в гостиницах — не посидишь вечерком на пороге палатки, глядя в звездное небо, не поболтаешь с усталым гонщиком, только что вышедшим из походного душа... Откатали обязательную программу — и по номерам, только механики остаются чинить и обслуживать машины.

По барханам — без лобового стекла! Его мазовцы выбили, столкнувшись со стаей птиц

На старт гонки вышло шесть КАМАЗов,­ три МАЗа и шесть ГАЗов. Никакой интриги в грузовом зачете Т4 не было, да и быть не могло: «бело-синие» (в смысле, камазовцы, а не динамовцы) как начали «гвоздить» по бездорожью — так и привезли места с первого по четвертое плюс шестое. Разве что Эдуарду Николаеву не повезло: срезая дорогу в повороте, он не заметил череды ям из-за высокой травы и сломал руку резко крутанувшимся рулем.

На пятое место поистине нечелове­ческими усилиями вклинился Сергей Вязович на МАЗе: белорусы не щадили ни себя, ни машины.

ГАЗ привез на гонку практически всю нынешнюю гамму коммерческих автомобилей в спортивном исполнении: Соболь (причем с женским экипажем), две Газели Next, два среднетоннажных грузовика (Садко и Газон Next), но главное — Газель Next, построенную по правилам для прототипов Т1.

Девушка-фоторепортер (видите ноги?) пренебрегла правилами безопасности и чуть не оказалась под колесами КАМАЗа

Конечно, прототип — он и есть прототип: турбодизель Cummins 2.8 раскручен аж до 200 «лошадей» и при этом сдвинут назад (потому-то кабина здесь двойная: кресла стоят дальше обычного). Коробка передач, агрегатированная с «раздаткой», — корейская, Dymos. Сзади вместо рессор — пружины, причем с хитрыми продольными тягами. Но если другие гоночные Нексты построены на неразрезных мостах от Соболя 4х4, то здесь передняя подвеска — независимая, от серийной Газели Next, но приспособленная под установку полного привода. Рулевое управление — тоже как у Некста, реечное, что добавляет остроты реакций. Да и блокировка обоих мостов теперь не пневматичес­кая, как у других гоночных Газелей, а штатная газовская — электромеханическая Eaton ELocker (только автоматическое отключение при достижении 30 км/ч здесь деактивировано). По словам гонщиков, такие блокировки быст­рее включаются, что особенно важно в песках.

Пока задачей экипажа данной Газели (на этой же странице — впечатления ее пилота Вячеслава Субботина) было не победить, а проверить машину боем — тем более что два первых места в зачете Рейд-Спорт легко взяли братья Коструковы на обычных спортивных Газелях Next. Да и девушки на Соболе отстали от них лишь на одну позицию. Гонщица Татьяна Елисеева шутила: «Ехать страшно, ямы огромные, кроссовки напарницы Лены мелькают где-то у головы... Но я помню: газ сбрасывать нельзя!»

Незадолго до финиша Next-прототип сел «на брюхо», и у него оборвало передний привод

А самым любимым у всех участников был зеленый Газон Next с гонщиками-патриархами Михаилом Шкляевым и Станиславом Долговым: они никогда не отказывают в помощи.

То, что организаторам гонки удалось проложить непростой и интересный маршрут, сомнению не подлежит: для любителей подобного спорта — настоящее удовольствие! Жаль только, этих зрителей-любителей почти не было: на старт и финиш они еще пришли, а вот этапы помимо журналистов наблюдал в основном рогатый скот. Может быть, потому, что интриги катастрофически не хватает? Джипов мало, победители в «грузовом» классе известны заранее.

Впрочем, если все пойдет по плану, в следующем году любителей ралли-рейдов ждет приключение «Шелковый путь», уже без приставки «Великая степь»: поскольку «русский с китайцем — братья навек», гонка промчится от России до Китая. Там газовцы собираются уже как следует погоняться на новом прототипе, затем выехать на гонку Africa Race — и подготовить машину к одному из следующих Дакаров. Согласитесь, это будет здорово! Осталось подождать годика полтора...

Вячеслав Субботин

Директор и пилот команды ГАЗ Рейд Спорт

Моя Газель Next, построенная по правилам для прототипов Т1, до гонки не проехала ни единого — подчеркиваю, ни единого — километра. Мы вылизывали ее до последней минуты, и когда машину грузили на автовоз, механики еще прикручивали к ней борта.

Конечно, я жалел машину и не собирался соперничать с другими гонщиками всерьез. Но покуражился вдоволь: Next лихо взлетал на гребень, рушился вниз до упора подвески, бился защитой в песок, взрывал его и вылетал на вершину очередной волны. Чистый сайгак!

Удивительно, но «разогнанный» до 200 сил Cummins в пустыне почти не грелся, хотя нагружали его будь здоров: температура за бортом — около плюс сорока, скорость небольшая, обороты на максимуме. Так что масло и все фильтры мы меняли ежедневно.

Градус куражу прибавила «злобная» резина BFGoodrich All-Terrain: по рыхлым колеям можно было нестись, не снижая давления в шинах. Это значит, что не надо останавливаться, доставать шланг подкачки, включать компрессор. Представляете, какая экономия времени? А стоит чуть «закопаться», кнопочкой включаешь блокировки дифференциалов — по очереди или одновременно, — и газелька вновь набирает ход.

Но уже в конце гонки, в песках, я поплатился за самоуверенность. Колея круто пошла в гору, поворачивая направо, и перед атакой препятствия я не успел набрать ход: думал, вскарабкаюсь и так. Не тут-то было: колеса взрывали песок, мотор ревел, скорость падала.

Уже на вершине я заметил песчаную ловушку: если попадешь в нее, провалишься по двери. Неловко мотнул рулем (эх, чайник!), выскочил на бруствер — и посадил машину на брюхо. Засуетился, начал включать блокировки, понижайку — но в результате еще и оборвал приводы передних колес. Когда я откапывал Газель из песка и ждал братьев Коструковых на другой Газели Next, которые должны были взять нас на буксир, боялся смотреть штурману в глаза...

Потом нас быстро и страшно тащили «на веревке»: машина летала по гребням, словно надувная «плюшка» по волнам за катером. Хорошо, вовремя трос оборвался, иначе точно бы перевернулись. Оставшиеся километры мы кое-как скакали своим ходом по степи параллельно дороге — и к финишу я умотался так, что еле выполз из машины. Но это был настоящий кайф!

КАМАZetros

КАМАЗ-Мастер построил необычную «дакаровскую» модель — капотную: такая компоновка обеспечивает лучшую развесовку, а значит — и лучшие ходовые качества. Но откуда здесь «носатая» кабина? Ее позаимствовали у немецкого вездехода Mercedes Zetros, а под капот поставили 980-сильный рядный Caterpillar C13, подготовленный чешской гоночной командой Buggyra (V-образный Liebherr, которым оснащены другие машины команды, сюда бы просто не поместился). Трансмиссия и шасси — в целом такие же, как у обычных «дакаровских» КАМАЗов: мосты — финские Sisu, коробка передач и раздатка — ZF, амортизаторы — Reiger, шины — Michelin. Что же российского? Судя по всему, только рама (не исключено, что тоже из импортного металла) и экипаж!

И еще. У капотных «дакаровских» грузовиков Iveco и Tatra есть серийные прародители с такими кабинами — австралийский Iveco Powerstar и самосвал Tatra Jamal. А вот «КАМАZetros» — сказочный персонаж: КАМАЗ не выпускает капотные модели! Впрочем, постройка прототипов, не похожих на серийную продукцию, — обычное явление для «легкового» автоспорта.

Предполагалось, что «КАМАZetros» примет участие в ралли «Великая степь», однако в последний момент ­команда сообщила, что машина остается в Набережных Челнах для доводки двигателя. Но уже известно, что цель камазовцев — выехать на этом грузовике на Дакар-2016.

Рекомендованные статьи