Токийский автосалон 2015: репортаж Сергея Знаемского и Игоря Владимирского
What wows you? «Что заставляет вас воскликнуть «вау»?»
Девиз, который компания Toyota выбрала себе для Токийского автосалона, вполне подошел бы и остальным участникам этой выставки. Главное японское мотор-шоу, как обычно, с трудом выполняет «кандидатский минимум» по количеству серийных мировых премьер: в этом году их было всего восемь. Зато здесь всегда переизбыток концепт-каров. Не такой, конечно, как в 1993 году, когда на Tokyo Motor Show было 209 концептов, а на порядок скромнее: в этот раз в павильонах комплекса Big Sight оказалось два десятка японских шоу-стопперов и один из Европы.
«Вау-программа», которую в Токио объявил Акио Тойода, — это очередная вариация курса на оживление корпоративного имиджа: Тойоты должны вызывать восторг и учащение пульса. Правда, рядом с президентом при этом стоял новый Prius, а неподалеку — еще и Mirai. Оба, мягко говоря, не красавцы.
Вау или ой?
Однако Тойода сформулировал две важных идеи, которые объясняют все, что сейчас происходит с компанией. Во-первых, Toyota должна постоянно меняться. Ибо кайзен — и вообще, под лежачий камень, как известно... Словом, движение и перемены — залог прогресса. Даже если результат иногда говорит об обратном. Вот, к примеру, кажется вам, что Prius и Mirai развернули тойотовский дизайн куда-то не туда и что лучше бы уж все оставалось как раньше. Ан нет, это все равно шаг вперед. Потому что кратковременный регресс — тоже часть большого прогресса. И если уж Toyota наконец запустила с Приусом новую платформу TNGA, над которой работала шесть лет, то сыроватая внешность — просто легкая заминка на этом пути. Главное — двигаться дальше.
Куда? А это уже вторая мысль Тойоды. Вернее, вопрос. «What wows you?» — спрашивал он со сцены так часто, что сложилось стойкое ощущение: точного ответа не знает даже сам президент.
Но ищет. Вот Toyota и выкатывает на публику такие разные концепт-кары: cпорткар S-FR, диковатый багги Kikai, новый Prius, водородомобиль FCV Plus и почти серийный паркетник C-HR. Что из этого цепляет вас больше?
— Инженеры тоже умеют создавать красивые вещи, но обычно эта красота скрыта дизайном, — рассказал нам немного суматошный Кацуо Суяма, автор Kikai. — А мы хотели показать эстетику автомобильных механизмов.
Kikai по-японски значит просто «машина». В основе тут алюминиевая рама с композитной капсулой трехместного салона. Остекление вертолетное, двери сдвижные, водитель сидит по центру, пассажиры — по краям и чуть сзади. За их спинами — расположенная поперечно гибридная силовая установка с бензиновым мотором 1.5 и электромеханическим вариатором (на автомобилях Toyota Yaris Hybrid и Prius с ее мощность достигает 100 л.с.). Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, задняя — стойки McPherson.
Масса — явно меньше тонны, часы — стрелочные, указатель запаса топлива — по уровню жидкости в окошечке магистрали, подсказки навигатора — механической стрелкой вроде компаса, которая в нужный момент показывает направление поворота. И особое инженерное кокетство — прозрачные вставки в районе педалей, чтобы видеть перемещения рычагов передней подвески. А специально для водителей-женщин эти окошки сделаны электрохромными, с принудительным затемнением.
Сам Кацуо Суяма до этого не спроектировал вообще ни одного автомобиля, а главный подрядчик по инжинирингу, фирма GK Dynamics, занимается разработкой мототехники. То есть Kikai призван показать нам, какой станет Toyota, если машины будут создавать инженеры, причем со свежим взглядом — и без дизайнеров и маркетологов.
Cпорткар S-FR — другое дело: эта Toyota почти готова к серийному производству. За основу взят рецепт родстера Mazda MX-5: четыре метра в длину, мотор спереди, задний привод, шестиступенчатая «механика»... Если верить утечкам в японской прессе, то под капотом будет атмосферник 1.5 мощностью около 130 л.с. В салоне спартанская обивка, миниатюрные приборы, а вместо мультимедийной системы — держатель для смартфона: чтобы сохранить цену в рамках тех 25 тысяч долларов, которые просят в Японии за MX-5. Однако Toyota может оказаться чуть дороже — хотя бы потому, что предлагает жесткую крышу и четыре кресла.
Кстати, маленький S-FR тойотовцы разрабатывают самостоятельно.
А еще решено, что серийным станет купе-кроссовер C-HR, дебютировавший еще во Франкфурте. Причем в основу ляжет не RAV4, а платформа TNGA от Приуса, что сулит новую заднюю многорычажку и гибридный силовой агрегат с электромотором в приводе задних колес.
Подразделение Lexus уже давно работает в жанре эпатажа, но теперь «вау-программу» освоит и седан LS, который появится уже в следующем году, а пока представлен в виде концепт-кара LF-FC. Новый стиль — это «взгляд пришельца» от нынешних Лексусов и щупальца задних фонарей от Приуса. Зато флагманский Lexus готовится догнать и обогнать S-класс с «семеркой» BMW по габаритам: 5,3 метра в длину, примерно на 12 см больше, чем длиннобазный LS нынешнего поколения. Причем седан станет приземистее, его корма — короче, а силуэт — купеобразнее.
Желание совместить смокинг, маскарадный костюм и кроссовки в одном образе, возможно, продиктовано тем, что Lexus не планирует расширять семейство LS за счет большого четырехместного купе и лимузина. Хотя вскоре появится родственный спорткар LC на той же основе.
Неожиданно минималистичный салон японцы объясняли тем, что других органов управления и не требуется, так как Lexus обзавелся системой распознавания жестов водителя и пассажира, а также возможностью беспилотного движения.
И еще LS грозится стать первым серийным представительским водородным электроседаном. Электрохимический генератор у концепт-кара установлен под капотом, баллоны для водорода — под задним диваном и в центральном тоннеле, а батарея — между салоном и багажником над задней осью.
По умолчанию LF-FC заднеприводный, с одним электромотором на задней оси, но при интенсивном разгоне автоматически подключаются еще и два передних мотор-колеса. Такой полный привод может применяться и на обычных гибридомобилях. И как раз в этом варианте нам следует ждать серийный LS — на ближайшие лет десять Toyota сохраняет приоритет традиционных гибридных установок. Появятся и обычные бензиновые версии — с привычным механическим полным приводом.
Кроме Тойоты «вау-эффект» рассчитывал произвести Nissan — на молодежь при помощи концепт-кара Vision 2020, предвосхищающего гибридный GT-R следующего поколения. А шоу-кар Teatro на основе кей-кара Dayz призван удивить проекторами, которые превращают все панели салона в дисплей планшета.
И, наконец, ошеломила Mazda. Несколько лет подряд топ-менеджеры уверяли журналистов, что РПД, роторно-поршневой двигатель, мертв и что вписать его в эконормы не удастся никогда. А на стенде нынешнего мотор-шоу оказалось большое купе сногсшибательного дизайна, рядом с которым меркнут иные автомобили Ferrari, Maserati или Jaguar — причем под длинным капотом концепт-кара RX-Vision якобы скрыт двухсекционный РПД нового поколения Skyaсtiv-R!
Может, РПД будет в составе гибридной силовой установки вращать генератор? Или ротор переведут на водородное питание — помните, была такая Mazda RX-8 Hydrogen RE?
— Никаких гибридов, обычный бензин, — вице-президент Масахиро Моро старался не выдать секретов, но сдерживаться ему было сложно. — Мы делаем настоящий роторный спорткар: легкий, мощный, с яркой внешностью и отточенной управляемостью.
Если судить по шоу-кару, который японцы готовили аж 10 месяцев, перспективная Mazda RX-9 может быть гораздо дороже массового родстера MX-5. Полноценный Gran Turismo — недаром передняя панель сделана из жесткой итальянской кожи, которая идет на изготовление конских седел. Привод — задний, рычаг коробки — явно «механический». Когда в серию? Этого не знает никто, включая главу компании Масамичи Когаи: «Нам многое еще предстоит сделать, я не могу давить на моих инженеров и устанавливать сроки». И решение о серийном выпуске пока не принято — все будет зависеть от успеха маленькой группы из 50 мотористов, которую возглавляет Мистер 14:1 Киоши Фудживара, глава департамента силовых установок. Это под его началом Mazda смогла выпустить бензиновые атмосферники со сверхвысокой степенью сжатия — и теперь ему предстоит довести РПД до современных кондиций. Что очень и очень непросто — если вообще возможно.
Ноль–ноль
Электрический Nissan IDS без водителя выехал на подиум и замер возле Карлоса Гона.
— Ноль вредных выбросов, ноль смертельных аварий, — обозначил новую парадигму автомобилизма глава альянса Renault-Nissan.
На пути к этому стоит только «человеческий фактор», поэтому концептуальный IDS (то есть Intelligent Driving System) лишен привычного руля, зато имеет два режима движения: беспилотный и пилотируемый. В первом случае напротив передних пассажиров — только водительский планшет и широкий цветной экран во всю ширину передней панели. Но между креслами есть переключатель, возвращающий IDS к ручному управлению, — тогда из-под панели появятся складной штурвал и щиток приборов. Так вот ради чего Nissan внедрял систему без механической связи руля и колес!
Технически IDS — прообраз будущего электромобиля Leaf второго поколения. Его ключевыми новшествами, судя по всему, станут полноуправляемое шасси и вдвое увеличенная емкость батареи (60 кВт·ч против 30 кВт·ч у нынешнего обновленного электрохэтчбека). Хотя у токийского концепт-кара был еще полностью углепластиковый кузов и салон-трансформер, который в беспилотном режиме устанавливает все четыре кресла вполоборота к центру машины.
— Вождение станет безопаснее, экологичнее, эффективнее и веселее, — подытожил Гон и тут же пояснил, что «fun to drive» нужно трактовать в современном ключе: убрав руль, можно проверить почту и посидеть в соцсетях.
Nissan, как и прежде, обещает выпустить полноценный серийный беспилотник к 2020 году. Точнее, обязуется выпустить, потому что «Цель 2020» задана правительством Японии, которое намерено использовать грядущую олимпиаду в Токио как трамплин для нового технологического рывка. Вроде того, что произошел в 1964 году, когда токийские игры впервые транслировали по ТВ через спутник и в цвете, а в самой Японии были запущены скоростные поезда. К Играм-2020 японцы обещают интерактивные ТВ-трансляции на смартфонах и беспилотные такси.
Кстати, российское правительство планирует запустить отечественные беспилотные автомобили уже на чемпионате мира по футболу в 2018 году. Хотя мы пока запрягаем — а власти Токио уже разрешили испытания автономных машин на улицах города. И прямо в дни салона на токийском хайвее совершал шоу-заезды экспериментальный автономный Nissan Leaf. А комплекс «Автопилот 1.0», способный самостоятельно вести автомобиль в пробке и в пределах одной полосы на магистрали, появится на некоторых серийных Ниссанах уже в 2016 году.
К тому же на улицах Токио автономный Leaf оказался бок о бок с беспилотными седанами Lexus GS — Toyota, разумеется, тоже готовит автономные машины к 2020 году. И те, и другие беспилотники используют радары, видеокамеры и лазерные сканеры, а вдобавок могут общаться с дорожной инфраструктурой, принимая сигналы от светофоров и камер уличного наблюдения. Однако Лексусы уже научились самостоятельно перестраиваться и совершать обгоны на хайвее, причем на одном из таких седанов в Токио Сергей Знаемский уже поездил и подробно расскажет об этом в ближайших выпусках Авторевю.
Может, Toyota сделает и собственно новый таксомотор? На нынешнем автосалоне была показана очередная версия компактвэна JPN Taxi на смену нынешним седанам Toyota Crown Comfort образца 1995 года. Правда, оснащено концептуальное «токийское такси» обыкновенным двигателем, работающим на сжиженном газе.
К 2020 году готовится и корпорация Mitsubishi. Подразделение Mitsubishi Electric показало в Токио автопилот Emirai3 xAuto, который пока что смонтирован на шасси нынешнего гибридного кроссовера Mitsubishi Outlander PHEV и включает в себя системы контроля рядности движения, ночного видения и автоматического торможения, самостоятельной парковки, а также функции обмена информацией с дорожной инфраструктурой и другими автомобилями. Интересно, что если Toyota и Nissan для навигации в своих беспилотниках используют GPS-приемники, то автопилот Mitsubishi заточен под спутниковую сеть QZSS (Quasi-Zenith Satellite System), которая работает только над Японией, Индонезией и Австралией и обещает более точное геопозиционирование, чем GPS. Спутники, кстати, строит сама компания Mitsubishi Electric, но пока запущен только один — хотя в течение двух лет на орбиту выйдут еще два аппарата.
Ну а на Земле носителем комплекса Emirai3 xAuto должен стать серийный мини-кроссовер, который в Токио был показан как концепт-кар Mitsubishi eX.
Наследник паркетника ASX или предвестник еще более компактной машины? И то, и другое. Будущий ASX второго поколения, который появится в 2017 году, станет меньше нынешней модели. Концептуальный eX и так короче, чем нынешний ASX (4240 мм вместо 4295), а грядущая серийная версия окажется еще чуточку компактнее. Но позже в зазор между кроссоверами ASX и Outlander втиснется еще один паркетник длиной примерно 4,5 м — с купеобразным силуэтом и агрегатами от Аутлендера.
Токийский eX предвещает архитектуру будущих электромобилей Mitsubishi. Спереди и сзади установлены электромоторы мощностью 95 л.с. каждый, а литий-ионная тяговая батарея емкостью 40 кВт·ч находится под полом. По японскому циклу JC08 на полной зарядке полноприводный концепт может проехать 400 км. В Mitsubishi обещают, что почти таким же будет и серийный ASX, хотя в гамме появятся и традиционные версии с бензиновыми и дизельными двигателями.
Увы, в жертву этому принесены новые Lancer и Pajero. Разработка этих моделей заморожена, причем проект Pajero V остановлен только в начале нынешнего года. Выпуск Pajero этого поколения продлится еще как минимум год, а Lancer тоже будут держать на конвейере и потихоньку модернизировать.
А еще на улицах Токио в 2020 году может появиться и беспилотный водородный Mercedes. Концепт-кар Vision Tokyo был единственным «неяпонским» шоу-мобилем на нынешнем автосалоне. Хотя у мерседесовцев есть своя дизайн-студия в Токио — и не оттого ли этот автомобиль так похож на творения японских инженеров-футуристов?
Однообъемный клиновидный кузов имеет только одну подъемную дверь в левом борту, боковые и заднее стекла «окрашены» в цвет кузова, хотя и сохранили некоторую прозрачность. Интерьера у машины еще нет, но обещано, что в автономном режиме органы управления и сиденье водителя могут прятаться в недрах передней панели, и тогда салон автомобиля превращается в каюту с одним большим диваном и голографическим проектором по центру. Vision Tokyo — водородомобиль с возможностью внешней зарядки буферной батареи, чего, кстати, лишена Toyota Mirai. То есть если Тойоту с пустым баллоном нужно эвакуировать к ближайшей водородной станции, то Mercedes — только до розетки. При этом с полным баком водорода и полностью заряженной батареей запас хода достигает 980 км.
Honda тоже работает над беспилотными технологиями, но первым делом — водород. Седан Clarity второго поколения запущен в серийное производство, но в ближайший год его будут поставлять только японским госструктурам. Clarity скроен иначе, чем Mirai: хондовцы целиком перенесли топливные ячейки под капот, и салон стал пятиместным, тогда как Toyota вмещает четверых. Мощность сопоставимая: электрохимический генератор развивает 100 кВт (на Mirai — 114 кВт), — но есть еще батарея под передними креслами, поэтому электромотор может выдавать 130 кВт (у Тойоты максимум — 113 кВт). Паспортный запас хода — 650 км против тойотовских 700 км.
А еще водородная Honda способна отдавать энергию в режиме мини-электростанции. Но хондовцы для этого предлагают устройство Power Exporter 9000 — выносной аккумулятор емкостью 9 кВт·ч, который высасывает энергию из Clarity через порт CHAdeMO и раздает через обычные розетки.
Mirai тоже может делиться электричеством, но пока без дополнительных устройств. А в будущем, когда лет через 15—20 электрохимические генераторы станут вдвое компактнее, эту роль на себя возьмут даже маленькие водородомобили вроде концепта Toyota FCV Plus.
Ну а для беспилотного движения Honda предлагает «будку» на колесах — Wander Stand c электромотором, двумя сидячими местами и автопилотом. Руля и педалей нет, а есть только сенсорная панель управления и джойстик — предполагается, что в режиме такси пользователь просто задает с их помощью пункт назначения.