Дизайн под грифом «секретно»: выставка на ВДНХ в репортаже и «снах» Федора Лапшина
Многие из машин высшего класса, о которых пойдет речь, не увидели свет: о них знали только дизайнеры и конструкторы! И все же эти проекты сохранились — в виде эскизов, макетов и опытных образцов, представленных на выставке «Дизайн под грифом „секретно“», которая проходит в музее Гаража особого назначения на ВДНХ. Большинство экспонатов демонстрируется впервые.
Знаете, что я вспомнил, когда попал на эту выставку? Другую, которая проходила тоже на ВДНХ в далеком 1988 году, — Автодизайн-88. Лишь позже я узнал, что там существовал еще и закрытый для простых смертных зал, где, помимо прочего, стоял знаменитый концепт-трак МАЗ Перестройка. Но на этот раз никаких закрытых залов: на всеобщее обозрение выставлены пять полноразмерных образцов, 23 макета и более пятисот эскизов. Такого еще не было!
Cон первый, ленинградский
Начнем с натурного экспоната, который после вернисажа вызвал бурную реакцию как прессы, так и автомобильных историков. Это восьмицилиндровый и семиместный Л-1 — первый автомобиль высшего класса в СССР. Он был спроектирован по образу и подобию американского Бьюика: шесть таких построил ленинградский завод «Красный путиловец» в 1933 году. Журнал «За рулем» писал: «Советский семиместный легковой автомобиль должен быть одним из лучших в мире!» В качестве примера брались именно «американцы», которые на долгие годы задали тон советскому легковому (и не только) автопрому: Buick, Cadillac, Packard, Pierce-Arrow...