Весенний Гран При России заставил задуматься о будущем гонок в Сочи
Утро, день гонки, главная сочинская магистраль – Курортный проспект. Играет духовой оркестр, идут люди с цветными шариками, знаменами… Но к Формуле-1 шествие не имеет отношения – это первомайская демонстрация. Другие сочинцы спешат в церкви – Пасха. А кто на Формулу? Среди гуляющих по улицам лишь изредка можно было заметить человека с надетым на шею билетом на гонку в пластиковой обложке. А с наглядной агитацией дело обстояло еще хуже. В самом центре, напротив Морского вокзала удалось увидеть чуть ли не единственный плакатик, посвященный гонкам – при том, что город пестрит рекламой гастрольных спектаклей, приезжих певцов, диджеев, экстрасенсов, юмористов и даже олимпийской символикой.
Все билеты на трибуны автодрома, тем не менее, уже распроданы, аншлаг! Болельщик, заранее купивший билет, все равно приехал, а тот, кто опоздал, его в любом случае уже не купит. Так, может, и не нужна она, реклама, если продавать уже нечего? В сочинских сувенирных магазинчиках предлагается все, что угодно, в том числе выцветшие олимпийские зверюшки – но нет ни моделей гоночных машин, ни кепок команд, ни знамен с портретами пилотов.
Водитель везущего нас минивэна в ответ на расспросы охотно делится личным опытом: да, был на самой первой гонке, больше не хочет, не понравилось. А еще он рассказывает, что над Сочи разгоняли облака, начиная с пятницы. Если это правда, то зачем? Дождевой соус тоже мог бы добавить перца в пресноватое гоночное зрелище. Жаркое солнце становится проблемой и для болельщиков. Трибуны переполнены в момент старта, они вздыхают в едином порыве, увидев двойную атаку русской торпеды, второй удар которой оказывается роковым. Оставим за кадром разговор об этом эпизоде – но это был самый яркий момент гонки! Потом можно было разве что любоваться на прорыв Хэмилтона… Но и борьбы за первое место, уже назревавшей, не получилось – помешали технические проблемы на машине англичанина. А зрители, как только пелотон растянулся, начали покидать трибуны, на которых царило неимоверное пекло. На следующий день в адлерском аэропорту встречалось немало людей, одна половина лица которых была обгоревшей. Многие сдавались гораздо раньше финального взмаха клетчатым флагом. А если бы гонка была захватывающей?
Увы, технической возможности привезти UltraSoft не было. По новым правилам, выбирать покрышки для этого конкретного Гран При надо было уже тогда, когда свойства ультрамягких шин еще не были проверены на тестах. Все специалисты итальянской шинной фирмы во главе с Полом Хембери и гоночным директором Pirelli Motorsport Марио Изоло соглашались с тем, что для нынешней гонки UltraSoft подошел бы. Но каковы условия в Сочи, заранее тоже никто не знал – гонку первый раз проводят в мае. Поэтому перестраховались, определив для России те составы, которые заведомо не подведут. Они оказались слишком хороши для гладкого сочинского асфальта. Но поставщики шин твердо обещали, что в следующем году привезут сюда UltraSoft не в единственном экземпляре. Хембери намекал и на новую философию шин следующего сезона – помимо увеличения их ширины. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Итак, гонка оказалась не очень – особенно по сравнению с первыми тремя этапами нынешнего чемпионата. Такое бывает, причем на новых трассах гораздо чаще. Конфигурацию трассы придумал Герман Тилке, и с этим ничего не поделать, других сейчас не строят. Но в Монце, Спа, Сильверстоуне, даже в Будапеште плохая, скучная гонка не означает для болельщиков неудавшегося Гран При! Они приезжают не для того, чтобы оценивать стратегические нюансы борьбы – для этого лучше подходит телевизор. Они хотят погрузиться в атмосферу гоночного праздника, и города, принимающие Гран При, им этот праздник создают. Вот почему реклама гонок нужна в Сочи, даже если все билеты проданы! Вот почему кепки, майки и прочие сувениры должны продаваться не только на автодроме. Понятно, что так легче контролировать ситуацию – но ведь приехавший в город болельщик начинает приносить прибыль местному бюджету еще до прихода на автодром! Поэтому он должен сразу чувствовать, что попал в город, в регион – где проводится грандиозное спортивное событие. При всем моем спокойном отношении к хоккею я откуда-то знаю, что в Москве состоится чемпионат мира. Наглядная агитация позаботилась, мимо этого события просто не пройдешь!
По словам Берни Экклстоуна, Формула-1 останется в России надолго. Более того, Берни был бы не прочь проводить еще один Гран При на российской территории (вопрос в том, можно ли и дальше расширять календарь). В настоящее время ведутся переговоры с пулом инвесторов, которые в дальнейшем полностью возьмут на себя проведение Формулы-1 в России. Тогда будет возможно выделение дополнительного финансирования на оборудование автодрома системой освещения. По словам Дмитрия Козака, требуется порядка 300 миллионов рублей для того, чтобы в Сочи можно было проводить вечернюю или ночную гонку. Перенос Гран При России на май в этом плане благоприятен – российскому зрителю никуда не надо будет спешить в понедельник, у него майские «каникулы» впереди! Хотя у весны есть и недостатки – сезон в GP2 и GP3 еще не начался, и гонки поддержки на нынешнем Гран При выглядели бледновато.
Но в целом за будущее сочинской гонки беспокоиться не стоит. Идеальный английский газон за три года вырастить невозможно, как и создать гоночную атмосферу. Разумеется, в легендарных европейских гоночных центрах на ауру события работает история. Но и сочинская гонка понемногу начинает ей обзаводиться. На автодроме я видел болельщика в самодельной футболке со шлемом Квята и надписью «как торпеда». Может быть, через много лет болельщик потом будет рассказывать своим внукам о том, как Квят повторным ударом отправил в нокаут Феттеля, за чем он своими глазами наблюдал с трибуны имени Квята! В Сочи построили отличный автодром, но чтобы он стал легендарным, нужно время.