WTCC в Венгрии: дождь, хаос, «бронза» у Лады, провал и победа Ситроенов
Третий этап чемпионата мира по кузовным гонкам на автодроме Хунгароринг пошел не по привычному сценарию. Признаться откровенно, наблюдать этот хаос было даже занимательно: такого любители кузовных гонок не видели уже давно — а виной тому оказалась погода... и чрезмерная хитрость отдельных команд.
Хотя субботняя квалификация не предвещала ничего такого. Поул-позицию снова завоевал прошлогодний чемпион Хосе-Мария Лопес на Ситроене — уже второй раз в этом сезоне. Причем ближайшего преследователя аргентинец опередил аж на 0,6 секунды! Снова, как на первом этапе, удивил Том Коронель — это он на своем не первой свежести Chevrolet Cruze занял вторую позицию.
Третье и четвертое место остались за пилотами Хонды, Робом Хаффом и Тьяго Монтейро. Но их результаты были «заморожены» судьями из-за протеста соперников, обнаруживших одну из причин хондовской прыти. Оказывается, итальяно-японская команда JAS Racing Honda... утяжелила на Сивиках плоское днище в счет 70 килограммов компенсационного балласта! Поместить балласт так низко, как это возможно, в принципе выгодно для поведения машины. А итальянцы добавили вес в передней части композитного пола — загрузив передок, они улучшили старт и выход из поворотов. Впрочем, после заседания коллегии спортивных комиссаров это решение признали законным — но мы не удивимся, если в ближайшем будущем правила немного изменят.
А вот для гонщиков Лады Спорт квалификация сложилась не очень удачно. Одной из причин шеф команды Виктор Шаповалов назвал получение 50-килограммового балласта: мол, команда еще не научилась хорошо настраивать загруженную машину. «После того, как машина с балластом вела себя на самой первой тренировке, я ожидал в квалификации полной катастрофы. Но мы послушали Габриэле, изменили настройки — и получилось намного лучше» — рассказывал Ники Катсбург, занявший седьмое место.
А вот сам Габриэле Тарквини с Юго Валентом оба совершили ошибки и не попали даже в топ-10. «В тренировках машина на уже использованных шинах ехала лучше, чем на совсем новых в квалификации. Настройка в квалификации оказалась удачной, но во втором сегменте я сделал ошибку...» — признавался Тарквини. Еще более самокритичен был Валент, не попавший даже во второй сегмент: «Я наделал ошибок в первом сегменте и не смог их исправить. Я должен был быть быстрее Мюллера (12-е время в первом сегменте), но завалил третий сектор».
А в воскресенье еще до старта первой гонки из собиравшихся над автодромом туч прошел мелкий дождик, намочивший всю трассу. Как именно изменится погода, было неясно — и команды выбрали разные шины... Часть гонщиков ожидала, что трасса высохнет, и стартовала на сликах (как заводские пилоты Citroen и Honda), часть предпочла дождевые шины (как гонщики Sebastien Loeb Racing Мехди Беннани и Том Чилтон, вазовцы Ники Катсбург и Юго Валент или «частник» Джон Филиппи), а Габриэле Тарквини поставил слики вперед и шины с канавками назад!
То, что рискованная шинная стратегия не сработает, первым понял Тарквини: во время стартовой процедуры дождь зарядил с новой силой — на установочном круге итальянец заехал в боксы за дождевой резиной и стартовал с пит-лейна. Старт гонки представлял собой жалкое зрелище: 400-сильные переднеприводники не без труда стронулись с места, а главной заботой участников было скорее не попасть случайно в завал, если кто-то случайно «поскользнется», чем отыграть позицию-другую.
Стартовавший с поул-позиции Мехди Беннани на дождевой резине уверенно ушел в отрыв, а вот ситроеновцы Иван Мюллер с Печито Лопесом и хондовцы Роб Хафф и Тьяго Монтейро прилагали все усилия, чтобы удержать машины на трассе и не пропустить слишком много соперников вперед, пока трасса не начала подсыхать. Но дождь и не думал прекращаться! В результате машины на сликах скользили, промахивались мимо поворотов и откатывались все дальше и дальше назад. Невиданное дело — двукратный чемпион, реактивный Лопес уступал Беннани около двух секунд с круга! А стартовавший из боксов Габриэле Тарквини на дождевой резине за несколько кругов проехал с десяток соперников и уже боролся за очки. Настоящим украшением гонки стал поединок вазовца Ники Катсбурга с гонщиком Volvo Фредриком Экбломом за второе место. Голландец на желтой Весте вышел из него победителем, но... обоих соперников опередил англичанин Том Чилтон на Ситроене клиентской команды Sebastien Loeb Racing.
В результате Катсбург все-таки попал на призовой подиум — но третьим. Первым и вторым пересекли финишную линию два «частника» на Ситроенах — Мехди Беннани и Том Чилтон, а вот заводские гонщики, Мюллер и Лопес, финишировали лишь на 13 и 14 позиции! Немногим лучше результат у хондовцев, Хаффа и Монтейро — 11 и 12 места. А их коллега Норберт Михелиз даже не смог стартовать из-за поломки турбокомпрессора, сопровождавшейся пожаром под капотом его Сивика. При этом стартовавший с пит-лейн Габриэле Тарквини на Весте закончил гонку пятым, его партнер по команде Юго Валент — шестым.
Конечно, во второй гонке таких вопиющих ошибок, как в первом заезде, допущено уже не было — тем более, что дождь усилился, превратившись в настоящий ливень. Обладатель поул-позиции ситроеновец Хосе-Мария Лопес без проблем сохранил лидирующую позицию... А вот Роб Хафф оказался под атаками Ивана Мюллера — представитель Ситроена хоть и стоял на четвертой линии стартового поля, но стартовал просто великолепно, уже в первом повороте приблизившись к Хонде англичанина, а буквально через два круга подловил Хаффа на ошибке и прошел вперед. Достойно принял старт и Габриэле Тарквини — уже к концу первого круга итальянец на желтой Весте боролся за места в середине первого десятка.
Но всего через три круга после старта из-за вылетевшей в отбойник машины Грегуара Демустье на трассу выехал автомобиль безопасности. После рестарта гонки шедший пятым Тарквини оказался под прессингом со стороны вольвовца Теда Бьорка. Ошибившись и пропустив его вперед, итальянец контратаковал — но получил удар в заднее колесо от оборонявшегося шведа. Лада итальянца замерла на обочине со сломанной подвеской...
Немногим лучше сложилась вторая гонка для Катсбурга. С каждым кругом дождь все усиливался, и Лада вела себя все хуже и хуже: шедший шестым голландец пропустил сначала Чилтона, потом Коронеля, Михелиза, Беннани... Закончил гонку он лишь на 13-й позиции. Единственным представителем Лады Спорт, закончившим гонку в очковой зоне, стал Юго Валент, финишировавший девятым.
А впереди разворачивалась напряженнейшая борьба: в то время, как Иван Мюллер пытался оказать давление на лидера, своего партнера по команде Хосе-Марию Лопеса, к двум Ситроенам подобралась Хонда Роба Хаффа. Англичанин был настроен бороться за победу, и даже смог почти поравняться с Мюллером. Но оборонительные действия француза привела к тому, что машина Хаффа слегка тюкнула Citroen в задний бампер — и соскользнувший наружу поворота Citroen позволил пилоту Хонды вырваться вперед. Руководство гонки решило наказать Хаффа за этот контакт, отправив его на проезд по пит-лейну. Мюллер сохранил свою вторую позицию. Хоть как-то подсластило пилюлю команде Honda лишь то, что вместо Хаффа на подиум все-таки попал Тьяго Монтейро: португалец отбился от атак Теда Бьорка на Volvo, и завоевал «бронзу».
После гонки и Мюллер, и Хафф разразились едкими комментариями. Француз утверждал, что тормозил очень поздно — а значит, удар от Хаффа был преднамеренным. В свою очередь, англичанин обвинил своего визави в непоследовательности: мол, прикрывая внутреннюю траекторию, он внезапно решил занять внешний радиус, что и привело к столкновению — да и вообще, вся шумиха оттого, что Мюллер уступает внутрикомандную конкуренцию Лопесу.
Как ни относись к этому инциденту, а думается, что по последнему пункту Хафф прав: всего после трех этапов очковый багаж Мюллера уступает Лопесу вдвое! У француза на счету пока ни одной победы, а впереди него в личном зачете не только два заводских пилота Хонды, Монтейро и Хафф, но и «частник» Мехди Беннани!
Ладам, очевидно, нужно искать настройки машины с балластом. А еще решать проблемы с дозированием тяги: по словам шефа команды Лада Спорт Виктора Шаповалова, именно трудности с управлением тягой особенно сильно ударили по их пилотам, когда на трассе усилился дождь.
Следующий этап пройдет через две недели в Марокко, на временной трассе на улицах Марракеша.
Положение после третьего этапа в личном зачете WTCC
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Хосе-Мария Лопес | Аргентина | Citroën C-Elysée WTCC | 106 |
2 | Тьяго Монтейро | Португалия | Honda Civic WTCC | 94 |
3 | Мехди Беннани | Марокко | Citroën C-Elysée WTCC | 77 |
4 | Роб Хафф | Великобритания | Honda Civic WTCC | 60 |
5 | Иван Мюллер | Франция | Citroën C-Elysée WTCC | 54 |
6 | Норберт Михелиз | Венгрия | Honda Civic WTCC | 53 |
7 | Ники Катсбург | Нидерланды | Lada Vesta TC1 | 50 |
8 | Том Чилтон | Великобритания | Citroën C-Elysée WTCC | 40 |
9 | Юго Валент | Франция | Lada Vesta TC1 | 26 |
10 | Габриэле Тарквини | Италия | Lada Vesta TC1 | 22 |