Дорога домой: российское кольцо в Мячково

Фото: Григорий Голышев

В августе участников главного кольцевого турнира страны — СМП РСКГ — ожидало подмосковное турне, которое открывалось гонкой в Мячково. Последний раз кузовной чемпионат России проходил на автодроме в Раменском районе семь лет назад — в 2012 году. С той поры много воды утекло, а трасса на бывшем аэродроме пережила серьезную реконструкцию, причем поменялась у нее не только конфигурация, но и направление движения.

Трасса в Мячково была построена на территории одноименного аэродрома, в наследие от которого ей достался плоский ландшафт и много неба

Сам факт появления подмосковного трека в календаре стал поводом для полемики. Гонщики в открытую высказывались о том, что узкий автодром ADM не самым лучшим образом подходит широким и быстрым автомобилям Туринга. И отчасти опасения критиков оправдались: этап в Мячково получился непредсказуемым, богатым на аварии и очень зрелищным.

После реконструкции автодром потерял свою характерную фишку — летающие над поребриками машины. Лишь временами кто-то из гонщиков показывал, как это выглядело раньше

В роли главных претендентов на успех в Туринге ходили гонщики, выступающие на хэтчбеках Hyundai i30 TCR: что Дмитрий Брагин, что Иван Лукашевич были быстры по ходу тестовых дней и официальных тренировок. Тем неожиданнее стал поул Клима Гаврилова: молодой петербуржец «выстрелил» во втором сегменте, опередив на сотые доли секунды Брагина и Лукашевича. В очередной раз отличную квалификацию провел Антон Бадоев: гонщик из «частного» Трофея СМП РСКГ показал третье время в первом сегменте и только помешавший москвичу Михаил Грачев не позволил тому развить свой успех чуть позже.

В субботу события в борьбе за призовые места не радовали разнообразием: первая пятерка финишировала в том же порядке, что и стартовала, — Гаврилов, Брагин, Лукашевич, Масленников, Кальманович. Шестым (отличный результат для автомобиля с роботизированной коробкой передач) начинал гонку Михаил Митяев, который вскоре пропустил вперед пару фирменных гонщиков Лады — Ладыгина и Грачева. Казалось бы, в этом нет ничего необычного: машины с коробкой DSG уступают «секвентальной» технике в эффективности торможений. Однако все оказалось куда сложнее. Дело в том, что Митяев в этом сезоне выступает сразу в двух классах — в Туринге за Rumos Racing и в S1600 за воспитавшую его «Ладу Спорт». Вот руководство последней и попросило Михаила пропустить Ладыгина с Грачевым без боя, угрожая запретом на сотрудничество с румосовцами. Попав в патовую ситуацию, Митяев выполнил просьбу заводской команды, что ожидаемо не нашло поддержки со стороны Rumos Racing. Так что на оставшихся этапах чемпионата тольяттинский гонщик сосредоточится на борьбе за титул в S1600.

Победивший в воскресном заезде Туринга Кирилл Ладыгин (№11) ездил в Мячково еще в «старые» времена

Первая гонка подтвердила, что обгонять в Мячково сложно, а также де-факто поставила крест на чемпионских притязаниях лидера команды «Лукойл Рейсинг» Алексея Дудукало. Мало того что многоопытный москвич стартовал только 15-м из-за отложенного с прошлого этапа штрафа, так он еще и пал жертвой ошибки Александра Марушко в самом медленном повороте трассы. Защищаясь от атак Ибрагима Ахмадова, гонщик из Йошкар-Олы мазанул с торможением в шпильке и «выбил» переднюю подвеску на Audi Дудукало. После пятого этапа отрыв Алексея от лидера сезона Дмитрия Брагина составляет 50 очков — и отыграть их за два оставшихся этапа представляется задачей архисложной.

Во второй гонке обладатель реверсивного поула Григорий Бурлуцкий провалил старт (или, возможно, лаунч-контроль на Вестах лучше оного на Фольксвагене) — и уже к первому повороту гонку возглавил Михаил Грачев. Позади него Иван Лукашевич, Павел Кальманович, Андрей Масленников и Дмитрий Брагин попытались поместиться в первый поворот бок о бок. Идея оказалась слишком смелой, причем наибольшие потери среди попытавшихся реализовать ее понес Лукашевич. Москвич повредил на поребрике переднюю покрышку, которая под финиш износилась до металлического корда.

Из-за слишком узкой трассы заезды Туринга в Мячково временами чем-то напоминали ралли-кросс

Стартовое столкновение вывело на четвертое место Клима Гаврилова, после чего претендующий на чемпионство петербуржец весь заезд продержался в тени напарника по Carville Racing Григория Бурлуцкого. Но в коллективе из Северной столицы пока не думают о командной тактике, чего не скажешь о «Ладе Спорт»: под финиш заезда Михаил Грачев пропустил на первое место Кирилла Ладыгина. Теперь тольяттинца и лидирующего в чемпионате Брагина разделяет всего 12 очков, причем между этими двумя пилотами располагается еще и Гаврилов.

В Супер-продакшне гонка в Мячково стала триумфом Андрея Петухова на Ладе Весте. В свое время петербуржец выигрывал здесь еще в Национальном классе на ВАЗ-2112, а в этот раз ему было проще из-за щедрых подарков от соперников. Так, по ходу первого заезда Вадим Антипов из Sofit Racing Team сначала развернул Владислава Незванкина — главного соперника Петухова в борьбе за титул, — а позже вылетел с трассы сам. Дольше всех лидера гонки атаковал Николай Виханский, но и его постигло фиаско из-за отказа двигателя. В итоге вместе с Андреем Петуховым на субботний подиум поднялись Евгений Мейтес на Ладе Гранте и Александр Гармаш на единственном в российском кольце Фольксвагене Scirocco.

Только Андрею Петухову из класса Супер-продакшн удалось выиграть в Подмосковье обе гонки

Второй заезд гонщики начали по-боевому: Николай Виханский на первом круге торпедировал Гранту Евгения Мейтеса. В борьбе за лидерство нижегородец Вадим Антипов не избежал вылета и очередного разворота, а во второй половине заезда его Subaru BRZ еще и «догнал» товарищ по команде Павел Пастушков. После того как Андрей Петухов чисто обошел стартовавшего с реверсивного поула Юрия Борисенко, краснодарец попал под горячую руку руководителя «Лады Спорт» Владислава Незванкина. При этом Веста Незванкина встала с оторванным колесом, а Гранта Борисенко смогла продолжить гонку — и получила отмашку клетчатым флагом второй вслед за машиной Петухова. Ну а весь этот гоночный боулинг позволил финишировать третьим Павлу Гаврилушкину, стартовавшему с пит-лейна!

В этом году пилоты Sofit Racing Team уже дважды сталкивались на трассе. В этот раз досталось Вадиму Антипову, которому пришлось в воскресенье добираться до клетчатого флага на поврежденной машине

Самыми напряженными, но в то же время корректными в этот раз оказались гонки 1600-кубового класса Туринг-лайт: здесь хватало красивой борьбы бок о бок, а количество аварий было минимальным. Единственное серьезное столкновение пришлось на старт субботнего заезда: ошибка Романа Голикова на торможении привела к сходу москвича и перемешала пелотон. После того как хаос сменился на порядок, а машина безопасности покинула трассу, методичные атаки Артема Кабакова на позиции Айдара Нуриева закончились сменой позиций: пилот из Екатеринбурга выиграл первую гонку. Нуриев довольствовался серебром, а столкновение Артема Фридмана и Александра Сальникова облегчило лидирующему в чемпионате Владимиру Череваню путь к третьему месту.

Неудачи Романа Голикова позволили лидеру сезона Владимиру Череваню упрочить свои позиции перед последними этапами

За победу в воскресенье боролись все те же пилоты, но в этот раз казанский гонщик Ravon Racing Team провел работу над ошибками — и каждая атака Кабакова натыкалась на уверенную защиту Нуриева. И хотя на самом последнем круге Артем смог выйти в лидеры, победа осталась за Айдаром, так как этот обгон произошел за границами трассы. В итоге получивший штрафные секунды Кабаков оказался вне подиума, а принесшему вторую победу автомобилям Ravon Нуриеву ассистировали на пьедестале Владимир Черевань и Ефим Гантмахер.

В классе Туринг-лайт оба заезда прошли в борьбе Артема Кабакова против гонщиков на узбекских седанах Ravon R3

После казанского «протеста» участников в ситуацию с «балансом производительности» в классе S1600 вмешались чиновники из Российской автомобильной федерации, и перед этапом в Мячково для уравнивания соревновательных возможностей параметры заводских автомобилей Лада Гранта были откорректированы: рестриктор диаметром 34 мм сменили на 31,5-миллиметровый. «Лада Спорт» попросила отсрочить введение ограничений на один этап (у вазовцев не было готового рестриктора, да и мотор надо было калибровать под новые параметры), но федерация ответила отказом. Какое-то время в «Ладе Спорт» даже обсуждали возможный переход в Туринг-лайт, но в итоге было принято соломоново решение: новая Гранта была «скрещена» с прошлогодним мотором от Калины — и тольяттинцы продолжили борьбу за титул в S1600.

Первую гонку выиграл Василий Кораблев: казанский гонщик подтвердил свою квалификационную скорость и не позволил многоопытному Борису Шульмейстеру дотянуться до золота. Впрочем, все внимание было приковано не к ним, а к главным охотникам за титулом — пилотам «Лады Спорт» и петербуржцу Павлу Кузьминову. Принципиальный спор порой был похож на кулачные бои: под финиш заезда машины пестрели свежими вмятинами на бортах. И хотя Кузьминов проиграл первую очную схватку, он смог поквитаться со своими соперниками в воскресенье.

Основное событие первой гонки в классе S1600 — плотная борьба пилотов «Лады Спорт» и Павла Кузьминова

В гонке с реверсивным стартом единственным соперником Кузьминова был Руслан Нафиков, причем гонщик Akhmat Racing Team провел решающий обгон в медленных и узких поворотах первого сектора, из-за чего петербуржцу не осталось места на трассе. Впоследствии Нафиков получил за это штрафные 30 секунд и распрощался с победой. В итоге воскресный подиум был занят гонщиками AG Team: компанию Кузьминову составили Борис Шульмейстер и американец Томас Джонсон. Пилоты «Лады Спорт» закончили гонку следом: Митяев — 4-й, Владимир Шешенин — 5-й. Но, скорее всего, сага о моторах и балансе производительности еще не закончена: на следующий этап вазовцы готовят двигатель с рестриктором 31,5 мм.

Борьба с Русланом Нафиковым закончилась для Павла Кузьминова вылетом с трассы и столкновением со стопкой покрышек, что, впрочем, не помешало молодому петербуржцу выиграть воскресную гонку S1600

После гонок в Мячково чемпионат выходит на финишную прямую: участникам осталось проехать два этапа на подмосковном автодроме Moscow Raceway и самой южной трассе России в Сочи. Ближайший этап пройдет 17—18 августа под Волоколамском. Там к пелотону опять присоединятся участники юниорского класса, а организаторы обещают превратить предпоследнюю гонку сезона в фестиваль скорости с выставкой гоночной техники и развлекательной программой как для взрослых, так и для юных болельщиков.

Российская серия кольцевых гонок
Положение после пяти этапов
Класс Туринг (чемпионат России)

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Дмитрий Брагин Казань Hyundai i30 TCR 152
2 Клим Гаврилов Санкт-Петербург Audi RS 3 LMS 147
3 Кирилл Ладыгин Тольятти Лада Веста Спорт TCR 140
4 Андрей Масленников Королев Cupra Leon 128
5 Алексей Дудукало Москва Audi RS 3 LMS 112
6 Иван Лукашевич Москва Hyundai i30 TCR 102

Класс Супер-продакшн (Кубок России)

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Андрей Петухов Санкт-Петербург Лада Веста 205
2 Владислав Незванкин Тольятти Лада Веста 169
3 Вадим Антипов Нижний Новгород Subaru BRZ 159
4 Юрий Борисенко Краснодар Лада Гранта 103
5 Евгений Мейтес Москва Лада Гранта 100
6 Александр Гармаш Москва Volkswagen Scirocco 100

Класс Туринг-лайт (чемпионат России)

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Владимир Черевань Орел Volkswagen Polo 193
2 Роман Голиков Москва Лада Гранта 151
3 Ефим Гантмахер Москва Ravon Nexia R3 135
4 Александр Сальников Владимир Hyundai Solaris 122
5 Родион Шушаков Санкт-Петербург Peugeot 208 102
6 Айдар Нуриев Казань Ravon Nexia R3 84

Класс S1600 (Кубок России) 

Место Гонщик Город Автомобиль Очки
1 Павел Кузьминов Санкт-Петербург Kia Rio 170
2 Борис Шульмейстер Москва Hyundai Solaris 141
3 Михаил Митяев Тольятти Лада Гранта 138
4 Владимир Шешенин Тольятти Лада Гранта 124
5 Василий Кораблев Казань Kia Rio 115
6 Томас Джонсон Флорида Kia Rio 111

Рекомендованные статьи