Бензин или электричество? Куда движется кузовной Кубок мира

Фото: команды-участницы | организаторы

Второй сезон в истории кузовного Кубка мира FIA WTCR начался весной в африканском Марракеше. Тогда в трех гонках победили Эстебан Геррери на Хонде, Габриэле Тарквини на хэтчбеке Hyundai i30 N и Тед Бьорк на китайском седане Lynk & Co 03. Как оказалось впоследствии, представители именно этих трех марок и повели между собой основную борьбу за титулы в личном и командном зачетах серии.

Перед тем как стать двукратным чемпионом мира по ралли-кроссу, Юхан Кристофферсон дважды выиграл скандинавский кольцевой турнир STCC, что объясняет его скорость на асфальте. Швед стал лучшим представителем Фольксвагена в Кубке мира, чего от дебютанта никто не ожидал

Словно по сценарию прошлого года, претенденты на золото менялись ролями. В этот раз отличное начало турнира вывело на первое место Эстебана Геррери: аргентинец практически на каждом этапе поднимался на подиум, в то время как его соперники были медленнее или ошибались. Но все поменялось после экватора сезона: на гонках в Португалии и Китае Геррери из-за сходов заработал сразу три баранки, а соперники начали активно применять командную тактику. Чаша весов склонялась то в пользу Геррери, то в сторону венгра Норберта Михелиса из стана Hyundai. Ну а в конечном итоге судьбу золота Кубка мира решило финальное азиатское турне.

Коллектив Эстебана Геррери Munnich Motorsport хотел выиграть титул своими силами — в начале сезона немцы отказывались от командной тактики и не желали делиться телеметрией с другими «сателлитами» Хонды

Предпоследний этап в Макао запомнился не только гоночными событиями, но и политическими трениями. Так, охрана обыскивала зрителей и из-за протестов в соседнем регионе конфисковывала любую символику Гонконга. А директор коллектива Cyan Racing Lynk & Co, заручившись поддержкой коллег, пошел к боссам серии жаловаться на «фактически» заводскую команду Hyundai, в то время как правила Кубка мира запрещают участие в нем фирменных коллективов автопроизводителей. Но эта жалоба была обречена на провал, так как к самой Lynk & Co вопросов оказалось еще больше. Ведь китайцы так и не организовали продажу своих гоночных седанов 03 клиентам — и по факту более заводской команды среди частников-«сателлитов» просто не найти!

Вернувшись в кузовные гонки после перерыва, трехкратный чемпион WTCC Энди Приоль не сумел показать ничего выдающегося

Гонка в Макао прошла под диктовку «китайцев»: француз Иван Мюллер выиграл два заезда, его не менее опытный напарник по дружине Lynk & Co, британец Энди Приоль, — один. На городской трассе обгонять было сложно, и потому командная тактика приняла совсем уж неприличные масштабы. Так, в одной из гонок Ники Катсбург из лагеря Hyundai пропустил вперед Михелиса с Тарквини, причем для этого ему пришлось с пятого места отодвинуться на двенадцатое! А в Lynk & Co призовой результат Энди Приоля разменяли на очки для Теда Бьорка: англичанин пропустил имеющего лучшую турнирную позицию шведа на третье место. Без командной тактики обошлись только в стане Хонды — да и то потому, что Нестор Жиролами мог уступить своему товарищу лишь место вне очковой зоны.

Два неудачных сезона Гордона Шеддена в WTCR в очередной раз заставили усомниться в силе выходцев из британского чемпионата BTCC на мировой арене

Так или иначе, но судьба золота решалась в минувшие выходные на финальном этапе в малайзийском Сепанге. Михелис, Геррери и Мюллер были главными претендентами на призы, а Тед Бьорк мог подняться на пьедестал в случае неудач французского Ивана. В квалификации Михелис был сильнее, но из трех заездов этапа только первая гонка прошла спокойно, завершившись победой венгра. А так как дождевые гонки на Сепанге — вещь обыденная, то претендентам на титул пришлось постоянно угадывать настроение погоды. Например, в первой гонке Михелис выбрал оригинальную смесь из сликов на передней оси и дождевых покрышек на задней.

В крайне обидной ситуации в одной из гонок на Сепанге оказался Фредерик Вервиш: заменив на его Audi сломавшийся привод, механики забыли прикрутить передние колеса к машине перед стартом заезда!

Во втором заезде, где пилоты стартовали с реверсивной решетки, лидер сезона пошел на еще больший риск, отправившись в бой на сликах. Но это оказалось ошибкой: сразу после старта пошел дождь, который обернулся для венгра потерей позиций и вылетом с трассы. К счастью для Норберта, гонка была остановлена красным флагом: загорелась машина его коллеги Ники Катсбурга. Это позволило Михелису минимизировать потери и взять хотя бы несколько очков.

Второй заезд выиграл Геррери, который перед последней гонкой сезона проигрывал Михелису десять очков. Оба стартовали с первой линии на сликах, но аргентинец оказался проворнее, и несколько кругов виртуальный титул был у него: венгр провалился на четвертое место и проигрывал чемпионство с разницей в один балл. Но Геррери было не суждено испить победного шампанского: в споре за первое место Микель Аскона выдавил аргентинца с трассы, где тот забил травой радиатор своей Хонды. Через пару кругов двигатель Сивика перешел в аварийный режим из-за перегрева, и Эстебан был вынужден, теряя позиции, отправиться к механикам. И хотя после возвращения на трассу Геррери помчал на две секунды с круга быстрее остальных, титул уже был упущен. Ну а Михелис провел остаток заезда спокойно и стал первым в истории венгром, выигравшим международную серию FIA.

Норберт Михелис едва не проиграл спор за титул. Перед началом решающей гонки на машине венгра возникли проблемы с электроникой двигателя — позже свежеиспеченный обладатель Кубка мира признался, что на старте он не поставил бы на свою победу ни цента

Ни Мюллер, ни Бьорк в борьбе за титул к тому времени уже не участвовали. Жалуясь на слишком тяжелые машины, оба они были далеки от первых мест. Единственное утешение — коллектив Lynk & Co взял командный титул. Так что «китайцы» оправдали предсезонные ожидания, став одной из главных сил в WTCR. С другой стороны, они также символизируют собой и проблемную сторону Кубка мира, о которой много говорили в кулуарах, — о начале очередного переходного периода и грядущих сокращениях в составах команд.

Победы в Макао сохранили Ивану Мюллеру шансы на чемпионский титул. И хотя после триумфа на родине китайские седаны были слишком тяжелы, это не помешало Lynk & Co решить главную корпоративную задачу — выиграть командный зачет Кубка мира

Ожидается, что в следующем сезоне китайская марка уменьшит количество участвующих машин. В борьбе за титул в Lynk & Co оказались близки к перерасходу бюджета, и потому на 2020 год в команде, скорее всего, останутся только Тед Бьорк и Ян Эрлаше. Под секвестр пойдут и программы других производителей. Например, ожидается, что программа Hyundai тоже сократится до двух машин. Ну а Volkswagen и Audi и вовсе сворачивают свои «бензиновые» программы, упрочняя прогрессивный имидж и коммуникации с покупателями электромобилей.

Оставшись без заводской поддержки, команда WRT решила покинуть кузовной Кубок мира. Так что марка Audi останется на стартовой решетке WTCR, только если второй ее «сателлит», Cometoyou Racing, найдет частных клиентов

Недавнее решение руководства концерна VAG стало неприятной неожиданностью даже для его дочерних гоночных отделений — ведь в последнее время в Вольфсбурге активно занимались разработкой новой эволюции кольцевого Гольфа для WTCR. Так что потраченные на это средства канули в Лету: после пресловутого дизельгейта маркетинговые коммуникации для Фольксвагена оказались важнее. В итоге в концерне VAG только Seat должен сохранить свою «классическую» кольцевую программу: обновленная Cupra TCR должна дебютировать в следующем году после премьеры дорожной версии.

Испанец Микель Аскона (№96) ярко дебютировал в Кубке мира. Одна победа и четыре подиума за рулем Купры — отменный результат для прошлогоднего победителя Европейского трофея TCR

Впрочем, проделанная фольксвагеновцами работа, скорее всего, найдет частичное применение в машинах «электрического» турнира TCR, который также дебютирует в следующем сезоне. Кузова разных производителей в нем планируется оснащать одинаковой «начинкой». Например, аккумуляторные батареи для машин ETCR будет поставлять компания Williams Advanced Engineering, а двигатели и коробки передач — фирма MAGELEC Propulsion, также имеющая опыт работы в «электрической» Формуле-Е. К слову, Cupra уже больше года испытывает с прицелом на новый турнир свой хэтчбек e-Racer, оснащенный двумя электромоторами суммарной мощностью около 680 л.с.

Помимо Купры, электромобиль для участия в ETCR есть и у фирмы Hyundai — он построен на базе модели Veloster. Интерес к подобной технике также проявляет несколько китайских производителей во главе с MG, а итальянские команды Romeo Ferraris и JAS Motorsport работают над частными «электрокузовными» проектами.

Кевин Чеккон достойно провел свой первый полный сезон в WTCR. После пяти подиумов было бы интересно посмотреть, что итальянец сможет сделать за рулем более конкурентоспособной машины, чем Alfa Romeo Giulietta

Меньшее вовлечение автопроизводителей, конечно же, скажется на составе участников серии WTCR — в следующем сезоне кузовной Кубок мира будет более «частным», а разговоры о сокращении расходов вновь станут актуальны. Ведь ныне команды тратят по полтора миллиона евро на сезон, что разительно отличается от суммы в полмиллиона, которой им хватало на старты во времена турнира-предшественника, TCR International Series.

Часть решающих гонок на Сепанге проходила при искусственном освещении. Хороший прекурсор к дебюту электрического первенства ETCR в 2020 году

Со следующего года WTCR и ETCR будут существовать параллельно — промоутеры кузовного Кубка мира не собираются отказываться от «бензинового» чемпионата. Ведь он по-прежнему будет приносить деньги, пока электрическая серия только-только начнет набирать обороты. Но, скорее всего, до накала борьбы сезона 2019 года WTCR будет уже далеко…

Кубок мира по кузовным гонкам FIA WTCR
Итоговое положение в личном зачете 

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Норберт Михелис Венгрия Hyundai i30 N 372
2 Эстебан Геррери Аргентина Honda Civic TCR 349
3 Иван Мюллер Франция Lynk & Co 03 331
4 Тед Бьорк Швеция Lynk & Co 03 297
5 Юхан Кристофферсон Швеция Volkswagen Golf GTI 243
6 Микель Аскона Испания Cupra TCR 226
7 Нестор Жиролами Аргентина Honda Civic TCR 225
8 Габриэле Тарквини Италия Hyundai i30 N 222
9 Ян Эрлаше Франция Lynk & Co 03 222
10 Жан-Карл Вернэ Франция Audi RS 3 LMS 211

Рекомендованные статьи