Для быстрых разумом: соревнования Формула Студент в Подмосковье

Фото: Василий Костин | организаторы

При въезде на гоночную трассу в Мячково разбит настоящий палаточный городок, повсюду снуют студенты с кипами чертежей, а мою фамилию по списку проверяет чернокожий парень. Это — российский этап соревнований Формула Студент.

Формуле Студент в России уже скоро десять лет. Хорошо помню, с чего все начиналось: с единственной в стране команды — МАДИ, с несуразной машины, которую с грехом пополам в последний момент собрали и отвезли в Германию, доделывая прямо по ходу этапа...

А сейчас впервые в истории Формула Студент, наоборот, приехала в Россию. И на нее привезли свои машины московские команды из МАДИ, МАМИ, Бауманки и Российского университета дружбы народов, екатеринбуржцы из Уральского института инженеров транспорта, тольяттинцы из политеха и нижегородцы из Технического университета имени Алексеева. А из иностранцев ехать в далекую Россию решились только две немецкие команды (из Аахена и Нидеррайна) и одна венгерская — из университета Дьера (в этом городе расположен завод Audi).

Но нет худа без добра. В Москву прибыли зарубежные середняки — а у лидеров и бюджеты запредельные, и подход к технике слишком изощренный, зачастую противоречащий самому духу Формулы Студент. Достаточно хоть раз увидеть разработанные и изготовленные с нуля двухцилиндровые турбомоторы на машинах из университетов Карлсруэ и Граца или сложнейшие мотор-колеса со встроенными планетарными редукторами на болидах из голландского Делфта. После знакомства с этими «космическими» машинами у кого угодно руки опустятся! Судьи рассказывали мне, что команда одного из немецких университетов даже испытывает моторы системы KERS для команд Формулы-1!

Болид из МАМИ до финиша гонки не добрался — обошлось погнутыми рычагами подвески и поврежденной рулевой рейкой. На немецком этапе команда МАМИ заняла 51 место из 74
Картеру цепного привода на машине МАМИ, собранному из четырех плоских фрезерованных деталей, не хватало жесткости
0 / 0

Появление российского этапа в разы снизило стоимость «входного билета» для отечественных участников — и, дай бог, в ближайшие годы это позволит запус-тить команды еще в нескольких университетах. Тем более что для начала даже машину строить не обязательно: есть так называемый Класс 3 для проектов, существующих только в чертежах (в нем выступали команды из Казани и Уральского федерального университета и еще восемь зарубежных коллективов — от Ирландии до Ирана).

Болид команды МГТУ им. Баумана обошелся более чем в 2 млн рублей — и это без учета материалов и работ, выполненных спонсорами бесплатно. Для 600-кубовой «четверки» от мотоцикла Yamaha YZF-R6 разработаны система смазки с сухим картером и наддув с компрессором Roots, коробка передач из шести- переделана в трехступенчатую и оснащена пневмосистемой переключения передач с подрулевыми лепестками

Подготовка к проведению российских соревнований шла без малого год: в МАМИ смогли заинтересовать руководство столичного департамента промышленности и науки, который и выделил средства. С самого начала решили обратиться к одному из опытнейших судей, Пэту Кларку из Австралии, — он возглавил жюри и подобрал команду судей из Англии и Германии. Толстячок Пэт — сама доброжелательность, он очень любит поболтать. Кларк обязательно повторит, что Формула Студент — это не автоспорт. Победа в гонке здесь — не главное. Ведь студенческой команде нужно самостоятельно «с нуля» разработать и построить гоночный автомобиль, и чем больше в нем оригинальных компонентов, чем выше качество конструкторской документации и чем больше аргументов участники приведут в пользу выбранных решений, тем больше баллов получат.

Команда МАДИ первой из российских команд создала углепластиковый монокок: несущий элемент с сотовым наполнителем выклеен на собственной оснастке

Изощренность не гарантирует успеха. К примеру, за конструкцию своей машины с углепластиковым монококом (уникальное для России решение) команда МАДИ получила лишь седьмое место: подвело качество отчета о разработке. Бауманка за «навороченную» машину с наддувным мотором, самодельной системой сбора данных, огромными антикрыльями и прекрасно изготовленными деталями подвески завоевала второе место в номинации «конструкция». Но первенства в той же номинации удостоилась, за более тщательную проработку проекта, команда из Аахена с машиной поскромнее.

В тольяттинском политехе машину разработали и собрали всего за три месяца. Из-за спешки и отсутствия должного опыта «формула» получилась «сырой», с непродуманной кинематикой подвески и неоптимальной конструкцией рамы. За инженерию тольяттинцы получили низший балл, но машина добралась до финиша гонки на выносливость, и в итоге — 8 место из 11

После теоретической части и технической инспекции, команде предстоит участие в ходовых испытаниях: упражнения на разгон и торможение, движение по «восьмерке» заданного размера, слалом между конусов и гонка на выносливость (22 километра по кольцевой трассе). «Восьмерку» начертили прямо в мячковском паддоке, разгон-торможение проводили на старт-финишной прямой, а короткую 700-метровую трассу для гонки разметили при помощи конусов в первом повороте мячковского трека и на примыкающих к нему участках.

Обгоны в Формуле Студент запрещены, но по взмаху синего судейского флага водитель более медленной машины обязан проехать через отмеченный синими конусами коридор, уступив дорогу обгоняющему
У технических вузов нет монополии на участие в Формуле Cтудент! На счету ребят из университета дружбы народов на московском этапе — четвертое место за конструкцию, финиш в гонке на выносливость с четвертым временем и итоговое четвертое место. Машина — третья в истории команды — вышла довольно простой
Оценивает конструкцию студенческих машин бельгийский гоночный инженер Клод Руэль
0 / 0

Не все машины добрались до финиша этой программы: сломалась задняя часть рамы у ребят из Нидеррайна, встала из-за проблем с двигателем машина из Бауманки, замыкание в электропроводке вывело из игры мадишников. А «формула» из МАМИ попала в аварию, врезавшись в пит-уолл!

Борьба идет за каждый грамм — и порой запаса прочности совсем не остается, как у передней подвески электрокара из Аугсбурга на немецком этапе

Кстати, многие гоночные команды подыскивают себе сотрудников как раз на таких соревнованиях. Вот и в Москву в качестве судьи приехал бельгиец Клод Руэль. Интересный дядька: в семидесятые годы защитил диплом в университете по проекту собственной аэродинамической трубы и машины Формулы Ford, затем основал собственную команду, работал инженером даже в Формуле-1. А сейчас возглавляет свою консалтинговую компанию OptimumG: занимается в основном испытаниями шин и другими окологоночными услугами. Стоило ему посмотреть на картер цепного привода задних колес на машине из МАМИ... «Ребята, в повороте он у вас будет дышать под нагрузкой». Поставили камеру GoPro назад — и правда, подвеска во время заезда сама «подруливает». Вот что значит опыт — где еще сможешь пообщаться с такими людьми?

Класс электромобилей набрал популярность: в этом году в немецком этапе участвовало сорок машин. Уровень конструкций у лидеров даже выше, чем в «бензиновом» классе. Победители, команда из Делфтского технологического университета, не только разработали мотор-колеса, но и сами спроектировали шины! Болид DUT14 весит всего 155 кг и разгоняется до 100 км/ч за 2,3 секунды
Мотор-колесо на болиде из Делфта соб­рано из 30-киловаттного электродвигателя фирмы AMK и планетарного редуктора собственной конструкции
0 / 0

Рядом с эффектнейшим «крылатым» болидом из Бауманки машинка венгерской команды смотрелась неказисто: скромный одноцилиндровый моторчик от мотоцикла KTM, торчащие наружу трубки пространственной рамы... Но венгры мудро распорядились ограниченными возможностями своей маленькой команды: например, вместо сложных фрезерованных поворотных кулаков использовали сварные, а от трудоёмкого в изготовлении оперения отказались вовсе, закрыв просветы в раме простыми кусками гнутого листового пластика. Качественно проработанная документация дала высокие баллы в теоретической части, хорошо выступили венгры и в «динамике»: второе место в слаломе и лучший результат в «длинной гонке». В результате венгерская команда увезла приз за первое место в абсолютном зачете. А немецкие ребята только диву давались: им, чтобы достичь такого уровня, потребовалось шесть лет!

Самые престижные соревнования Формулы Студент в Европе — немецкие. В них принимают участие свыше ста команд, и уровень лидеров высочайший. На фото — электромобиль iota2014 из университета Дармштадт, получивший приз за лучшее использование пластиков с волокнистым наполнителем. Даже колеса выклеены из углеткани!

И надеюсь, что в следующем году Формула Студент снова приедет в Россию. Где еще 18—20-летним ребятам понюхать пороху и приобщиться к настоящей конструкторской и менеджерской работе?

Рекомендованные статьи