Лада Веста на метане: от Тольятти до Москвы, не потратив ни капли бензина

Фото: Александр Тычинин | Дмитрий Питерский

Белая Веста со странной надписью «Лада заботится» (не иначе, перевели дословно слоган «Lada cares», предложенный кем-то из приехавших в Тольятти легионеров) пробралась сквозь унылую очередь городских автобусов — и въехала на единственную во Владимире АГНКС, то есть автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию.

— Какой вам газ? — спросила дама в окошке.

— Метан! — гордо ответил я.

— Показывайте справку по форме два-бэ, а то не заправлю!

А вот такой справки у меня и не было. Не помог даже протокол испытаний баллонов, которым вазовцы снабдили меня вместе с документами на машину. А ведь до Москвы оставалось каких-то двести километров! Два-бэ, два-бэ... Лучше бы снег расчистили на подъездных дорожках!

Откуда и зачем взялась Веста с приставкой CNG, обозначающей Compressed Natural Gas, то есть сжатый природный газ метан, он же CH₄?

Напомню, что двигатель, работающий на природном газе, выбрасывает меньше вредных веществ по сравнению с бензиновым мотором. Содержание угарного газа (СО) и несгоревших углеводородов (CHx) в отработавших газах меньше на двадцать пять—тридцать процентов, а углекислого газа (СO₂) — на двадцать. Кроме того, в выхлопе нет сажи. Вдобавок метан менее пожаро­опасен, чем бензин или пропан-бутан (он же сжиженный нефтяной газ, LPG), да еще и дешевле.

Увеличить запас газа на борту можно, если уменьшить бензиновый бак, а рядом с ним поставить еще один баллон, — так делается на многих метановых автомобилях, продающихся в Европе. Среди разработок АвтоВАЗа есть и такой проект — он остался со времен Приоры CNG. Суммарный объем баллонов — 118 л, а резервный бак вмещает 15 л бензина

Эксперименты с метаном ВАЗ начал еще в конце девяностых годов. На этот газ планировалось поочередно перевести «десятку», Приору и Гранту, но с запуском в серию никак не срасталось. Всему виной слабо развитая сеть АГНКС: на всю нефтегазовую Россию-матушку их лишь две с половиной сотни! Для сравнения: в Германии таких заправок более восьмисот, а в Италии — тысяча.

Надежда забрезжила, когда в 2012 году появилась компания «Газпром газомоторное топливо», призванная ускорить перевод транспорта на природный газ. Большинство исконно российских автопроизводителей, да и некоторые иностранные, заключили с этой дочкой Газпрома соглашения о взаимодействии, а в регионах начали закупать работающие на метане автобусы и грузовики. В 2015 году на благое дело выделили около трех миллиардов бюджетных рублей, а Газпром взялся за строительство АГНКС.

Перед тем как выполнить реальный краш-тест (например, удар сзади), вазовские инженеры «бьют» машину виртуально. Веста собирается в огромную 3D-модель с учетом всех соединений, в том числе и упругих, а затем мощный компьютер просчитывает деформацию

АвтоВАЗ, «Газпром газомоторное топ­ливо» и группа компаний АТС, занимающаяся установкой газобаллонного оборудования (ГБО), подписали меморандум о сотрудничестве. В планах — производство трехсот метановых Ларгусов. А раз «метановая» тема все-таки начала развиваться, грех было не приобщить к ней и Весту, хотя из-за этого пришлось приостановить работу над Грантой CNG.

Пока в вазовском отделе по производству прототипов сделана только одна метановая Веста с шестнадцатиклапанным мотором ВАЗ-21129, а в ближайшее время будут подготовлены еще три. Редуктор, форсунки и заправочный штуцер — итальянской фирмы Emer, а два полностью композитных 46-литровых баллона так называемого четвертого типа — немецкой компании Xperion. Баллоны пристроены там, где раньше была запаска, причем для них вварена новая ниша. А багажник из-за более высокого пола потерял почти 180 литров полезного объема. Композитные баллоны в два с лишним раза легче стальных, но очень дороги: каждый обошелся в 550 евро! Стоит отметить, что даже метановый Volkswagen Golf TGI оснащен стальными баллонами, а композитные (кстати, тоже марки Xperion) имеет более дорогой Audi A3 g-tron.

Заправочный разъем на Весте CNG, как и на всех современных метановых легковых автомобилях в Европе, выполнен по стандарту ISO 14469-1, а на большинстве российских АГНКС используется штуцер старого образца диаметром 18 мм. Понадобится переходник. Импортные устройства с удобным цанговым зажимом обойдутся в 200—300 евро, но есть изделие попроще: сертифицированный переходник российского производства из Королева за 5000 рублей (фото справа)
Заправочный разъем на Весте CNG, как и на всех современных метановых легковых автомобилях в Европе, выполнен по стандарту ISO 14469-1, а на большинстве российских АГНКС используется штуцер старого образца диаметром 18 мм. Понадобится переходник. Импортные устройства с удобным цанговым зажимом обойдутся в 200—300 евро, но есть изделие попроще: сертифицированный переходник российского производства из Королева за 5000 рублей (фото справа)
Заправочный разъем на Весте CNG, как и на всех современных метановых легковых автомобилях в Европе, выполнен по стандарту ISO 14469-1, а на большинстве российских АГНКС используется штуцер старого образца диаметром 18 мм. Понадобится переходник. Импортные устройства с удобным цанговым зажимом обойдутся в 200—300 евро, но есть изделие попроще: сертифицированный переходник российского производства из Королева за 5000 рублей (фото справа)
0 / 0

Вазовцы говорят, что газовая машина всего на 55—60 кг тяжелее бензиновой, но весы в нашем техцентре выявили разницу в 112 кг. В Тольятти это списали на улучшенный пакет шумоизоляции и на то, что крышка баллонов в багажнике выполнена по обходной технологии. Тише в Весте не стало (специально сравнил с обычной машиной!), а вот крышка действительно тяжеленная — чтобы осмотреть баллоны, снимать ее пришлось вдвоем.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи