Лада Веста на метане: от Тольятти до Москвы, не потратив ни капли бензина
Белая Веста со странной надписью «Лада заботится» (не иначе, перевели дословно слоган «Lada cares», предложенный кем-то из приехавших в Тольятти легионеров) пробралась сквозь унылую очередь городских автобусов — и въехала на единственную во Владимире АГНКС, то есть автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию.
— Какой вам газ? — спросила дама в окошке.
— Метан! — гордо ответил я.
— Показывайте справку по форме два-бэ, а то не заправлю!
А вот такой справки у меня и не было. Не помог даже протокол испытаний баллонов, которым вазовцы снабдили меня вместе с документами на машину. А ведь до Москвы оставалось каких-то двести километров! Два-бэ, два-бэ... Лучше бы снег расчистили на подъездных дорожках!
Откуда и зачем взялась Веста с приставкой CNG, обозначающей Compressed Natural Gas, то есть сжатый природный газ метан, он же CH₄?
Напомню, что двигатель, работающий на природном газе, выбрасывает меньше вредных веществ по сравнению с бензиновым мотором. Содержание угарного газа (СО) и несгоревших углеводородов (CHx) в отработавших газах меньше на двадцать пять—тридцать процентов, а углекислого газа (СO₂) — на двадцать. Кроме того, в выхлопе нет сажи. Вдобавок метан менее пожароопасен, чем бензин или пропан-бутан (он же сжиженный нефтяной газ, LPG), да еще и дешевле.
Эксперименты с метаном ВАЗ начал еще в конце девяностых годов. На этот газ планировалось поочередно перевести «десятку», Приору и Гранту, но с запуском в серию никак не срасталось. Всему виной слабо развитая сеть АГНКС: на всю нефтегазовую Россию-матушку их лишь две с половиной сотни! Для сравнения: в Германии таких заправок более восьмисот, а в Италии — тысяча.
Надежда забрезжила, когда в 2012 году появилась компания «Газпром газомоторное топливо», призванная ускорить перевод транспорта на природный газ. Большинство исконно российских автопроизводителей, да и некоторые иностранные, заключили с этой дочкой Газпрома соглашения о взаимодействии, а в регионах начали закупать работающие на метане автобусы и грузовики. В 2015 году на благое дело выделили около трех миллиардов бюджетных рублей, а Газпром взялся за строительство АГНКС.
АвтоВАЗ, «Газпром газомоторное топливо» и группа компаний АТС, занимающаяся установкой газобаллонного оборудования (ГБО), подписали меморандум о сотрудничестве. В планах — производство трехсот метановых Ларгусов. А раз «метановая» тема все-таки начала развиваться, грех было не приобщить к ней и Весту, хотя из-за этого пришлось приостановить работу над Грантой CNG.
Пока в вазовском отделе по производству прототипов сделана только одна метановая Веста с шестнадцатиклапанным мотором ВАЗ-21129, а в ближайшее время будут подготовлены еще три. Редуктор, форсунки и заправочный штуцер — итальянской фирмы Emer, а два полностью композитных 46-литровых баллона так называемого четвертого типа — немецкой компании Xperion. Баллоны пристроены там, где раньше была запаска, причем для них вварена новая ниша. А багажник из-за более высокого пола потерял почти 180 литров полезного объема. Композитные баллоны в два с лишним раза легче стальных, но очень дороги: каждый обошелся в 550 евро! Стоит отметить, что даже метановый Volkswagen Golf TGI оснащен стальными баллонами, а композитные (кстати, тоже марки Xperion) имеет более дорогой Audi A3 g-tron.