Интервью с бывшим шеф-дизайнером фирмы Porsche Анатолием Лапиным

— Здравствуйте, Анатолий Федорович.

— Как редко меня называют так, по имени-отчеству...

Автомобильному миру он известен как Анатоль Лапин — с ударением на «и» в фамилии. Всезнающий Интернет в ответ на запрос «Lapine, design» сообщит, что Анатоль (или Тони, как его звали в демократичной Америке) Лапин в 50-х начинал свою карьеру в Детройте под руководством легендарного вице-президента General Motors Билла Митчелла, а потом в течение двадцати лет был шеф-дизайнером фирмы Porsche. И лишь немногие знают, что на самом деле он — Анатолий Федорович Лапиньш, сын эмигрантов из Латвии и человек удивительной судьбы.

Сейчас Лапин на пенсии. Ему 71 год, он живет в Баден-Бадене, изредка читает лекции студентам автомобильных вузов и почти не дает интервью.

Меня свел с Лапиным дизайнер Владимир Ярцев, один из авторов экстерьера автомобилей «десятого» семейства. Когда я был в гостях у Ярцева в Бельгии (см. АР № 3, 2001), он рассказывал, как в 1987 году приехал на фирму Porsche для аэродинамической доработки «десятки» и как был удивлен, познакомившись с Лапиным...

— Хочешь, съездим к Анатолию Федоровичу? — предложил Владимир. — Если бы ты слышал, как он рассказывает о гитлеровской Германии, об Америке, о семье Порше... Сядем в машину — и через пять часов мы у него!
Когда в шесть вечера мы подъезжали к трехэтажному особняку в одном из зеленых районов Баден-Бадена, Лапин уже махал нам рукой из окна. Бывший шеф-дизайнер Porsche живет весьма скромно. У подъезда — черный Mercedes серии W124 с кузовом купе (машине лет десять). Двухкомнатная квартира на третьем этаже. Никакой роскоши. Белые стены, книги, картины, минимум мебели. В гостиной — старая аудиосистема, кресло-качалка (автомобильное кожаное сиденье на гибкой стальной подставке, явно сделанное на заказ) и... настоящая профессиональная ударная установка Pearl.

— Так, стучу джаз на досуге, — улыбается Лапин.

Он выглядит весьма молодо и крепко, босой, в простой рубашке с распахнутым воротом. По-русски Анатолий Федорович говорит не без ошибок и с заметным акцентом, но с явным удовольствием.

— Моя семья родом из Риги. Отец был немец, в жилах матери текла русская кровь. Поэтому в семье говорили на русском, немецком, латышском... Когда началась вторая мировая война, наша семья решила бежать на Запад. Помните пакт Молотова-Риббентропа? Сталинская Россия и гитлеровская Германия тогда по-братски разделили Европу, и Латвия отошла к СССР. Отец думал, что при коммунистах нам будет хуже, чем при фашистах, и из двух зол выбрал меньшее. Так мы оказались сначала в оккупированной Польше, а потом в Германии.

Конец войны застал семью Лапиньшей в Гамбурге на положении беженцев. Тогда все мечтали об эмиграции из разрушенной Европы куда-нибудь подальше — в Австралию, в Южную Африку, в Штаты или Канаду... Лапиньши выбрали Америку. Незадолго до этого Анатолий закончил школу и пошел работать на завод Daimler-Benz в Гамбурге, который в то время находился под английской юрисдикцией. Пока семья ожидала иммиграционного разрешения, молодой Лапиньш успел три года проработать на заводе механиком-стажером, а потом поступил в уникальную кузовную школу при заводе — там готовили авиационных, судовых и автомобильных дизайнеров и кузовщиков.

Эмиграция состоялась в 1951 году.

— Еще стоя на трапе парохода в Нью-Йорке, я понял, что в Америке без цента в кармане ты никому не нужен. Помирать будешь — никто и пальцем не пошевелит! Помню, однажды мой брат играл в бейсбол и сильно порезался осколками оконного стекла. Его привезли в больницу, но врачи оставили его истекать кровью на пороге! «Кто заплатит за лечение?» И только когда примчался отец и сказал, что он работает и деньги у нас есть, брата внесли внутрь...
Надо было зарабатывать самому. Поскольку Анатоль любил автомобили, судьба привела его в Детройт — в автомобильную столицу Америки. В январе 1952 года Тони Лапин получил работу на фирме General Motors — помощником инженера в отделе разработки кузовов.

— Мы тогда вели работу над кузовами трех классов, которым на GM были присвоены литеры А, В и С. Литера А — это Chevrolet и Pontiac, B — Oldsmobile и Buick, C — Cadillac. Но был особый отдел, занимавшийся «неформатной» разработкой — проектом спортивного автомобиля Chevrolet Corvette, которому никто из руководства GM не придавал тогда особого значения. Шеф-дизайнером Corvette Studio был американец японского происхождения Ларри Шинода, а я стал его шеф-инженером... Тебе не скучно, Варенька?
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи