Каршеринг в Москве: сравниваем сервис пяти операторов

Фото: Степан Шумахер

Каршеринг появился в Москве еще шесть лет назад, но бурное развитие началось в 2015-м, а в январе этого года в столице работало уже тринадцать компаний, парк которых насчитывает 6700 машин! В московской мэрии емкость этого рынка и вовсе оценивают в 10—15 тысяч. Такую перспективу разделяют и сами операторы, наперебой уверяя нас в выгоде этого вида транспорта, ведь водителям не надо тратиться на топливо, запчасти и ремонт: содержанием каршеринговых машин занимаются сами фирмы. К тому же их можно бесплатно парковать. По данным портала mos.ru, в системе краткосрочной аренды автомобилей уже зарегистрировалось более одного миллиона пользователей, которые в прошлом году совершили 5,6 млн поездок!

Заманчиво? Но я решилась стать клиентом каршеринга не сразу. Пугали драконовские штрафы со стороны операторов за клиентские провинности. Только в компании BelkaCar в прошлом году вынесли штрафов на 26,9 млн рублей! Правда, среди них лидирует наказание за передачу автомобиля третьему лицу, но эвакуация и завершение поездки на закрытой территории тоже входят в тройку самых популярных нарушений. А вот о грязных салонах и сломанных деталях арендуемых машин — ни слова. Значит, компании закрывают на это глаза? Уже легче…

Для теста я выбрала пять операторов, пользующихся популярностью в Москве, — это массовые Делимобиль и Car5, продвинутые YouDrive и BelkaCar, а также оператор EasyRide, который первым предложил пользователям кроссоверы. Каршеринг в Москве сейчас стоит от пяти рублей за минуту поездки. Какой оператор окажется надежнее, а приложение — удобнее?

EasyRide

Renault Kaptur: 9 руб/мин в режиме поездки, 3 руб/мин в режиме ожидания.

Запустив приложение и кликнув на кнопку регистрации, неожиданно попадаю на страницу с ее окончанием, где мне предлагают поставить нужные галочки напротив строк с согласием на обработку данных, с условиями договора и прочими формальностями. Информация о тарифах и штрафах подана в виде ссылок на этой же странице — и никаких приветствий или инструктажа. Отправляю документы и жду ответа с результатами, но тщетно: по истечении трех суток он так и не пришел. Звонок в компанию тоже не дал результатов. И даже к моменту выхода этой статьи регистрация, начавшаяся еще в 2017-м, так и не была завершена — и причину этого мне так и не объяснили. Похоже, фирме не очень нужны новые клиенты, поэтому знакомство с ИзиРайдом пришлось отложить.

Делимобиль

Hyundai Solaris, Renault Kaptur: 7 руб/мин по тарифу Базовый и 8 руб/мин по тарифу Сказка с нулевой ответственностью при ДТП, 2,5 руб/мин в режиме ожидания.

Самая нелепая регистрация! Система принудила тут же подписаться на тариф. Но постойте, мы ведь еще незнакомы! А вдруг мне не понравится функционал приложения? К тому же, чтобы разобраться с тем, какой вариант предпочтительнее, приходится читать мелкий шрифт, вникая в различия условий. Зато в списке есть тариф с нулевой ответственностью при ДТП. И цена адекватная: восемь рублей за минуту использования автомобиля. Его и выбираю.

Перехожу к заполнению анкеты, подсознательно отмечая недружелюбную верстку приложения. Вписываю нужную информацию, ожидаю следующего этапа и… дозаполняю обязательные секции, которые вдруг появились на экране. А что же сам договор? На смартфоне его текст отображается мелким шрифтом — вряд ли кто-то из пользователей изучил его до конца. Теперь я не удивлена ситуациями, когда недовольные клиенты обвиняют компанию в выставлении штрафов, о существовании которых они даже не подозревали. А всего-то стоило бы сделать удобочитаемую форму договора.

По правилам фирма активирует учетную запись пользователя в течение двух суток. Но я через день получила лишь просьбу предоставить новую, более «читаемую» фотографию. Потом служба безопасности потребовала распечатать договор, поставить подпись, отсканировать и отправить пакет документов в ответном письме: без этого аккаунт работать не начнет. Наконец, на следующий день на почту пришло подтверждение, что мой профиль прошел проверку и Делимобиль может дать мне машину.

Далеко за ней идти не пришлось: каршеринговый Hyundai Solaris ждал меня под окнами редакции. Забронировав автомобиль, я его внимательно осмотрела на предмет повреждений, чтобы внести их в специальную форму и не платить потом штрафы за чужие провинности. Список получился внушительный! Отошедшая накладка заднего бампера, поврежденный корпус зеркала заднего вида, ссадины на кузове, провисший передний бампер, вмятина на крышке багажника…

Тем временем три бесплатные минуты на осмотр закончились и включился режим ожидания с тарифом 2,5 рубля за минуту. А ведь я еще не заглядывала в салон! Связавшись на всякий случай с оператором, я заявила о многочисленных повреждениях, причем о части из них организация даже не знала. В ответ мне посоветовали отправить фотографии в Telegram-канал компании. На осмотр машины и переговоры ушло десять минут.

Салон Соляриса встретил слоем пыли на панели и запачканными сиденьями, но самым неприятным оказался липкий руль — пришлось воспользоваться влажными салфетками.

Уже при выезде с парковки обнаружилось, что тормозные колодки давно требуют замены, о чем недвусмысленно сообщил неприятный скрежет. К середине пути желание помыть руки становилось все навязчивее. Тем временем лобовое стекло стало предательски запотевать, а щетки стеклоочистителя замерли. Как оказалось, все из-за того, что оператор пошел по простому пути и не стал озадачиваться установкой кнопки запуска двигателя, лишь вклеив ключ в замок зажигания. Со временем контактная группа начала барахлить и поэтому во время движения у машины пропала и печка, и дворники, и «музыка». Но благодаря какому-то чуду мотор продолжал работать. Нет, такой горе-автомобиль мне не нужен — доехав до цели, паркую машину и ухожу в поисках места, где можно помыть руки.

Время аренды — 51 минута. Цена поездки — 411 рублей.

Успев досрочно распрощаться с оператором EasyRide, я не оставила попытку взять в аренду кроссовер. А тут как раз Делимобиль закупил партию точно таких же автомобилей Renault Kaptur, как у ИзиРайда. Смогут ли они реабилитировать компанию в моих глазах?

Состояние новенького кроссовера, конечно, порадовало, но завести его не удалось, а при завершении аренды двери машины остались открытыми. Со счета тем временем списалось 50 рублей. Опять не получилось сесть и поехать, как это обещает фирма… Очередной звонок оператору (к этому я уже успела привыкнуть) решил проблему: систему перезапустили, и на этот раз кнопка запуска двигателя сработала. Деньги пообещали вернуть на счет. Проехав совсем небольшое расстояние на свежем автомобиле и отметив еще не испачканный салон, я припарковала Kaptur и с чувством выполненного долга пошла в редакцию.

Время аренды — 15 минут. Цена поездки — 168 рублей.

YouDrive

smart: 9 руб/мин в режиме Использование, 2,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW 218i Active Tourer: 14 руб/мин в режиме Использование, 3,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW i3: 17 руб/мин, режим Парковка не предусмотрен.

Процесс регистрации оказался совсем не сложным и интуитивно понятным. Система встретила меня слайдами с приветствием, предложила пройти инcтруктаж и не стала придираться к качеству селфи с документами, сделанных с первого раза. Анкета же оказалась и вовсе легкой в заполнении.

В компании существует рейтинг, и чем он выше, тем более интересные машины ты можешь взять напрокат. Стартовый уровень — это микрокары smart fortwo и forfour. Забронированный автомобиль (мне достался fortwo) был относительно чист снаружи — и абсолютно вылизан внутри. Правда, на переднем бампере отсутствовала заглушка, и, чтобы сообщить об этой неприятности, пришлось минуты две повозиться с функционалом мобильного приложения: общение с чат-ботом развивалось, мягко говоря, странно, а система упорно выдавала только уже внесенную информацию о повреждениях. Причем о таких незначительных, которые без наводки не увидеть!

Успев померзнуть возле смарта из-за сбоя в приложении, я все же смогла добиться одобрения оператора на поездку (когда он принял информацию о новых повреждениях) и перевести автомобиль в режим аренды. Маленький smart поразил своей маневренностью — это то, что нужно для коротких поездок по забитому центру города.

Время аренды — 16 минут. Цена поездки — 129 рублей.

В автопарке фирмы есть и машины поинтереснее, но доступ к ним открывается только клиентам с повышенным рейтингом. И тут я решила воспользоваться служебным положением и попросила пресс-службу компании сделать апгрейд моего аккаунта. Стоит ли накатывать минуты на смартах и копить рейтинг ради возможности арендовать, скажем, компактвэн BMW 218i Active Tourer?

Стоит! Этот опыт краткосрочной аренды транспорта понравился мне больше всего. Во-первых, несмотря на непонятную субстанцию под ногами, машина внутри была относительно чистой, хотя от предыдущего арендатора и осталась начатая баночка газировки в паре со скомканной салфеткой на полу. Во-вторых, машина оказалась очень удобной. Хорошая плавность хода, достаточно просторный салон, неплохая динамика — и такие приятные глазу оранжевые шкалы в фирменном духе BMW. Именно в этой машине я наконец-то привыкла к моему «каршеринговому» режиму, но в отличие от прошлых опытов мне не надо было звонить оператору с жалобами на повреждения.

Время аренды — 72 минуты. Цена поездки — 644 рубля.

Ну а теперь — BMW i3! Если Active Tourer можно забронировать, имея второй пользовательский уровень, то необычный гибрид откроется только клиентам с пятым уровнем из восьми. К моему огорчению, «ай-третий» оказался грязным. Не найдя видимых повреждений на кузове, я попыталась открыть автомобиль, но безуспешно. Из-за слабого сигнала мобильного интернета замки не срабатывали. А если нужно срочно ехать? Спустя несколько минут хождения вокруг в поисках хорошего сигнала двери открылись.

Увы, салон не был чистым: коврики запачканы следами обуви предыдущих арендаторов, а в подстаканнике лежала скомканная тряпка. Стоит отметить, что в бесплатные 20 минут, которые даются пользователям, чтобы добраться до автомобиля, я не уложилась. К моему приезду гибрид уже четыре минуты находился в режиме аренды и «проедал» мои кровные: именно для этой модели режим Парковка не предусмотрен.

Путь был долгий, и за это время я успела привыкнуть и к необычному управлению тягой (колеса приводит только электромотор!), и к ощущению огромного пространства внутри такого компактного автомобиля. Да так, что излишняя уверенность сыграла со мной злую шутку: я проморгала камеру видеофиксации, немного превысив скоростной режим, о чем впоследствии оператор проинформировал меня по электронной почте с просьбой уплатить штраф (с положенной по закону 50-процентной скидкой). Словом, если соберетесь арендовать BMW i3, будьте осторожны: после первой дозы электромобилизма можно подсесть. Вот и мне не хотелось прощаться с машиной, но отрезвил счетчик аренды.

Время аренды — 54 минуты. Цена поездки — 921 рубль.

Car5

Datsun mi-DО: 5 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Процесс регистрации прошел не в пример быстрее, чем у Делимобиля. Но, начав его в приложении компании, продолжить пришлось через электронную почту, куда прислали код подтверждения. А я уже стала нервничать, ожидая SMS на телефон, как это принято в других фирмах. Тем не менее активация аккаунта прошла в самый короткий срок — буквально в течение десяти минут.

Еще утром я приметила на карте свободный Datsun mi-DO компании Car5, который располагался вблизи редакции. К моему удивлению, машина простояла на месте всю первую половину дня, что подтверждала неподвижная точка с локацией транспортного средства на экране мобильника. Неужели настолько непопулярный сервис? Но когда я в итоге добралась до автомобиля, все стало ясно: у машины нет указателей поворота на передних крыльях, порог с пассажирской стороны замят, а ссадин и потертостей не счесть.

Я позвонила оператору, чтобы сообщить о никчемном состоянии автомобиля, и получила ответ: «Сфотографируйте все повреждения и пришлите их нам на электронную почту». Чтобы не связываться с такими трудностями, я решила найти аналогичный, но исправный автомобиль, и поездка на нем все же состоялась. Правда, она была совсем непродолжительной, потому как находиться посреди раскиданных оберток от творожных сырков и шоколадок, салфеток и прочего мусора было неприятно. В утешение — самая низкая цена поездки.

Время аренды — 15 минут. Цена поездки — 75 рублей.

BelkaCar

Kia Rio: 8 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Mercedes CLA: 16 руб/мин в режиме Поездка, 4 руб/мин в режиме Ожидание.

Оператор встречает пользователя с распростертыми объятиями: тут и предварительный навигатор по функциям приложения, и четкие разъяснения по использованию программы — и все это на приветственных слайдах. Фотографии документов и селфи с ними в Белке успешно прошли проверку за один день.

После машин компаний Делимобиль и Car5 я ожидала, что другие операторы тоже не уделяют внимания поддержанию чистоты в автомобилях экономкласса. Но салон Kia Rio оказался ухоженным, грязи не было (и это зимой), а вдобавок фирма позаботилась об установке зарядного устройства для смартфонов с тремя разными разъемами. Автомобиль был полностью исправен, езда на нем оказалась приятной — не сравнить с Солярисом Делимобиля, который находится в той же «весовой категории».

Время аренды — 38 минут. Цена поездки — 301 рубль.

Но пора переходить на следующий уровень тарификации. Та же Белка предлагает седаны Mercedes CLA. Премиум-автомобилей от операторов в городе меньше, чем экономичных Kia и Солярисов, и, чтобы взять в аренду Mercedes, пришлось преодолеть пару километров. Зато машина тоже оказалась чистой. В салоне также нашлись зарядные устройства для мобильников, выведенные через подстаканник, а в багажнике — канистра омывающей жидкости и щетка для снега. У Делимобиля, Car5 и YouDrive таких удобств я не встретила.

Поездка на Мерседесе, конечно, принесла больше удовольствия, чем на Rio: разница в классе налицо. Да и телефон за время пути удалось подзарядить. Но тариф совсем другой: за комфорт приходится платить.

Время аренды — 19 минут. Цена поездки — 295 рублей.

Есть ли смысл?

Как человек, часто ездящий в центр столицы по делам, которые к тому же обязывают время от времени выглядеть на все сто, я признаю, что услуга краткосрочной аренды автомобиля в таких случаях может оказаться полезна. Скажем, каршерингом вместо личного автомобиля можно воспользоваться, если возвращаться домой придется уже в качестве пассажира. Или если потенциальные расходы на парковку своей машины в центре города превышают затраты на каршеринг. Правда, это не отменяет мучений с поиском свободного места. Хотя smart fortwo может сослужить в этой ситуации хорошую службу: за счет компактного размера (длина 2,69 м) его можно парковать перпендикулярно тротуару (если того не запрещают знаки и дорожная разметка).

В центральной части Москвы каршеринговых автомобилей много — и найти поблизости свободный не составляет труда. Хотя, например, если вы живете в самом ближайшем Подмосковье, то поиск каршеринговой машины превращается в проблему: например, в Мытищах воскресным утром не нашлось ни одного автомобиля, а приложения предлагали добраться до ближайших машин на такси.

Аренда бюджетных машин вроде Датсуна или Соляриса стоит приемлемо — во многих случаях даже дешевле, чем такси. Взять, скажем, мою поездку на Датсуне за 75 рублей: давно ли вы видели такой счет за такси? К тому же многие не желают связываться с таксистами, которые нередко хамят и выбирают не самый выгодный маршрут. А за рулем «каршеринга» ты сам себе хозяин.

Значительно дороже выходит аренда премиальных автомобилей. Но, как ни странно, чувство досады за переплату меня не преследовало, и все благодаря особой атмосфере в этих машинах. И я, кажется, начала понимать тех клиентов, которые переплачивают за аренду Мерседеса или BMW.

Недосказанность осталась после общения с BMW i3. Подобного рода эксперименты, при которых за час аренды придется отдать более 1000 рублей, нужны, судя по всему, ради самих же экспериментов, когда очень хочется опробовать экстравагантный и дорогой автомобиль. Но оператору следовало бы получше следить за состоянием таких машин: грязь внутри салона в подобной ситуации непозволительна!

Операторы каршеринга несколько преувеличивают, когда говорят, что краткосрочная аренда автомобилей — это почти замена общественному транспорту. Все мои поездки оказались дороже 50 рублей. Хотя если необходима пересадка с одного вида транспорта на другой, то каршеринг действительно может стать выгоднее. Но оправданно это только в том случае, если «дешевый» каршеринговый автомобиль найдется поблизости, иначе пешая прогулка длиной пару километров сведет на нет преимущество.

При этом нет хуже момента, чем тот, когда пользователю попадается уставшая машина. Во время поездки на такой невольно начинаешь жалеть о выборе каршеринга. Вынося за скобки натикавшие минуты ожидания во время затянувшегося осмотра делимобилевского Соляриса, я подсчитываю траты на звонки оператору, вспоминаю десятиминутную свистопляску вокруг автомобиля с телефонной камерой и дальнейшие мучения в дороге — и оплакиваю 400 рублей, которые пришлось заплатить за такой недосервис. Учитывая проблемы, пусть и незначительные, с Каптюром этого же оператора, я без сожаления удалила ненужное приложение из памяти телефона. Следом отправился и EasyRide, который так и не смог активировать мой аккаунт. Но количество операторов в городе растет: только с октября по декабрь прошлого года в столице было открыто пять новых компаний, а онлайн-гигант Яндекс не устает напоминать пользователям о скором запуске сервиса Яндекс.Драйв. А потому к теме каршеринга мы еще вернемся.

Рекомендованные статьи