Зачем ГИБДД охотится на водителей без доверенностей и путевых листов?

Фото: Михаил Мордасов | РИА Новости

Российские водители уже три года живут без доверенностей, но в последнее время инспекторы ГИБДД начали интересоваться этим документом — в особенности у тех, кто управляет служебным автомобилем. Штраф за отсутствие доверенности давным-давно отменен, на этом сегодня мало кого проведешь — но инспектор может попросить путевой лист на корпоративную машину. Если его нет, то с водителя требуют штраф в 500 рублей, а с организации, на которую зарегистрирован автомобиль, — уже 100 тысяч!

Кстати, мы в Авторевю регулярно садимся за руль служебных машин, а автомобили из пресс-парков для испытаний как правило получаем с обычными доверенностями, но без путевых листов. Да-да, доверенность мы по-прежнему возим­ с собой — и вам советуем. Водить-то автомобиль без нее можно, но забрать со штрафстоянки, сдать в сервис или пообщаться с дилерами и страховщиками уже не выйдет.

Есть и еще один нюанс — ответственность. Тут следует помнить, что в ситуации, когда сотрудник компании, управляя служебным транспортом, попадает в ДТП или нарушает ПДД, ответственность за возмещение вреда, согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ, ложится на владельца источника повышенной опасности, то есть на фирму. Однако, если удастся доказать, что водитель не связан с ней трудовыми отношениями и управлял машиной по доверенности, возмещать вред будет уже он. Так что доверенность, особенно подкреп­ленная актом приема-передачи, поможет доказать алиби компании.

Об этом, кстати, не нужно забывать и обычным автомобилистам, которые передают личную машину знакомым или родственникам: грамотно оформленная доверенность обезопасит владельца от многих малоприятных хлопот.

Предъявлять ли доверенность сотруднику ГИБДД? Правила дорожного движения этого не требуют, но и не запрещают. Другое дело, что инспектора может интересовать не только это.

Три года назад, когда ГИБДД предложила отменить доверенности, предполагалось, что вместо нее подтверждать право на управление транспортным средством может страховой полис ­ОСА­ГО. Однако у корпоративных машин страховка, как правило, с неограниченным числом водителей — и единственным «персонализированным» документом остается... путевой лист. Да-да, старая советская «путевка», которая появилась в перечне водительских документов еще в 1920 году.

Где еще водителю может понадобиться доверенность?
— На штрафстоянке;
— в автосервисе;
— при регистрационных
действиях в ГИБДД;
— при оформлении страховки

По нынешним правилам, в ней указываются данные машины и водителя, количество израсходованного топлива, а также предусмотрены отметки механика и медработника, выпустивших автомобиль и водителя в рейс. Вот такую «путевку» и спрашивают инспекторы ГИБДД, ибо пункт 2.1.1 ПДД «в установленных случаях» обязывает водителя иметь ее при себе. Когда речь идет о профессиональном водителе грузовика, автобуса или такси, это понятно. Но зачем путевой лист тому, кто просто ездит по своим делам на корпоративной легковушке?

Ответ из ГИБДД России на наш официальный запрос пришел через две недели — и представлял собой отписку на полстранички с цитатой из ПДД: мол, все, что необходимо, указано в том самом пункте 2.1.1. Похоже, что полиции либо невыгодно признавать существование проблемы, либо специалисты ГИБДД сами не знают верных ответов.

Дело в том, что «установленные случаи» в ПДД не перечислены, а описаны только в Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, который утвержден федеральным законом №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года. Этот устав запрещает «осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство», а порядок оформления, в свою очередь, указан в приказе Минтранса от 18.09.2008 №152. Однако в том же уставе говорится, что пассажир вместе со своим багажом — это только тот, кого перевозят на основании договора о транспортных услугах. Иными словами, если компания-владелец официально не занимается извозом, а сама поездка частная, то ни эти правила, ни «установленные случаи», требующие путевых листов, на водителя не распространяются.

И некоторые российские суды действительно отменяют подобные штрафы после обжалования. Однако наше право не прецедентное. Более того, в конце прошлого года Верховный Суд РФ своим определением №302-КГ14-529 по делу красноярской компании, которая не выдавала водителями путевые листы, поддержал совершенно иное решение Федерального арбитражного суда в Иркутске: любые юридические лица, а также индивидуальные предприниматели безотносительно их рода деятельности даже в поездках для собственных нужд обязаны оформлять путевые листы, когда в машине, помимо водителя, находится пассажир или багаж.

Основание — более общая трактовка понятия «пассажир», которую дают ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.). Согласно их букве, пассажиром считается всякий, кроме водителя, кто находится в транспортном средстве, а также тот, кто входит или выходит из него. И раз организация в принципе использует машины для перевозки людей и багажа даже по собственным внутрихозяйственным нуждам, то должна подчиняться и уставу перево­зок автомобильным транспортом. И поди докажи, что директор со своей семьей в выходные едут на служебной машине на дачу, а не по делам фирмы.

Когда инспектор ГИБДД имеет право потребовать у водителя путевой лист?
— Если автомобиль принадлежит
юридическому лицу;
— если отсутствует доверенность, а полис ОСАГО не имеет ограничений по количеству водителей;
— если водитель едет с грузом;
— если в служебном автомобиле находятся пассажиры

Хуже того, Верховный Суд тогда подтвердил: если организация эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для перевозки сотрудников и грузов по дорогам общего пользования, значит, сотрудники эти являются участниками дорожного движения — и поэтому фирма обязана «обеспечивать безопасность перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, а именно соблюдать порядок заполнения путевых листов, включать в них обязательные реквизиты и осуществлять ежедневный послерейсовый контроль технического состояния транспортных средств». При этом водители должны иметь при себе путевые листы с обязательными реквизитами, заполненные в установленном Минтрансом порядке, то есть, помимо данных о машине, компании-владельце и водителе, нужно указывать еще время и пробег при выезде на рейс, а также ставить отметки о дате и времени предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя!

Штраф за нарушения в этом случае предусмотрен не только для водителя, но и для владельца автомобиля — 100 тысяч рублей по части 1 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. И на чью сторону встанет суд при обжаловании штрафа, неизвестно. Как говорят на Руси, «закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло». А главный вывод пока неутешителен: езда по России без доверенностей и путевых листов на служебных автомобилях — лотерея с немалой суммой на кону.

Рекомендованные статьи