Как кризис помогает статистике ГИБДД: меньше ездим — меньше бьемся
Опубликованный в конце прошлой недели отчет ГИБДД о количестве аварий и пострадавших на дорогах России за семь месяцев 2017 года внушает оптимизм. В стране случается все меньше ДТП, снижается количество жертв, причем эта тенденция сохраняется и усиливается уже пятый год подряд. Госавтоинспекция, как правило, объясняет, что данный тренд является результатом «взаимодействия с органами власти различного уровня, анализа ситуации и разработки предложений по совершенствованию законодательства, внедрению новых форм и методов работы и информационно-пропагандистского воздействия на участников дорожного движения». Но похоже, что на деле нам в этом вопросе куда больше помог экономический кризис: россияне просто стали реже ездить на автомобилях.
В середине августа ГИБДД отчиталась за период с января по июль. Результатом можно гордиться: общее количество ДТП за семь месяцев сократилось по сравнению с этим же периодом прошлого года на 6,2% — до 86147 случаев. А количество погибших упало на 9,8% до 9332 человек.
Лето — традиционно самое оживленное время года на дорогах, а пик аварийности в России и приходится на август, который еще нужно пережить. Однако и летняя статистика ГИБДД тоже демонстрирует курс на снижение печальных показателей. Если сравнивать июль 2015 и июль 2017 года, то это существенное снижение количества (на 2011 происшествий). Уменьшилось и количество погибших (393 человека) и пострадавших (2242 человека).
Статистика ГИБДД
Ну а полный 2017 год обещает стать рекордно безопасным: впервые в новой истории России количество жертв по итогам 12 месяцев обещает упасть ниже 20 тысяч человек. Хотя еще 10—15 лет назад на дорогах регулярно гибло по 30—35 тысяч человек в год. Такой прогноз не может не радовать, однако если анализировать статистику за последнюю пятилетку, то можно увидеть, что самое быстрое падение аварийности пришлось на кризисные 2014, 2015 и 2016 годы.
Если по итогам 2013 года число аварий в России сократилось всего на 0,2% (до 204 тысяч), а число жертв — на 3,5% (до 27 тысяч), то в 2014-м случаев ДТП стало меньше уже на 2,1%, в 2015 году — еще на 8,2%, а 2016-й дал еще минус 5,5%. При этом темп сокращения погибших был еще выше: если в 2014 году жертв стало на 0,2% меньше, то в 2015-м — уже на 14,7%, а в 2016 году — на 12,1%.
Эти цифры показательно коррелируют с данными о том, как за тот же период менялся средний ежегодный пробег российских автомобилистов, а проще говоря — интенсивность дорожной жизни в нашей стране. По данным международного маркетингового агентства GiPA, такой «километраж» в России снижается в течение последних нескольких лет. Самое заметное снижение среднегодового пробега произошло как раз в 2015 году, когда он упал сразу на 15,2% — с 15417 км/год до 13070 км/год. На протяжении 2016 года динамика не была столь показательной, но все равно пробег упал ниже 13 тысяч километров — до 12997 в год. Можно сказать, что, чем реже россияне садятся за руль, тем реже попадают в ДТП, тем реже погибают.
Статистика GiPA
Кстати, интересно, что данные исследования агентства GiPA говорят о долгосрочной тенденции по снижению пробегов, прежде всего, у самых активных и опытных водителей — у тех, кто проезжает за год больше 20 тысяч километров. Доля таких водителей в общем числе участников движения за последние десять лет упала вдвое — с 33,3% до 16,8%.
Статистика GiPA
При этом генеральный директор агентства GiPA Александр Груздев считает, что в нынешнем году тенденция к снижению среднегодового пробега может измениться: «Пока цифр за 2017 год нет, существует только экспертная оценка. По итогам этого года, скорее всего, мы увидим рост среднего пробега и, вероятно, он превысит показатель 2015 года. Я бы спрогнозировал около 13500 километров».