Автопром-2025 — новая стратегия автоиндустрии обещает стагнацию, унификацию и электрификацию

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Этой весной правительство должно утвердить и опубликовать Стратегию развития автомобильной промышленности России до 2025 года, которая кардинально изменит ситуацию не только на отечественных заводах, но и на «прилавках» автосалонов. Работа над Стратегией затянулась на два года, многие тезисы были переписаны, однако «предфинальный» вариант, который обсуждался правительством в феврале, весьма подробно описывает состояние, устройство и курс нашего автопрома.

Рынок маленького роста

Тревожный сигнал содержится уже в первой части проекта Стратегии: по прогнозу, который дают ее авторы, даже при самом лучшем раскладе в 2025 году на российском рынке будет продано только 2,5 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. А наименее радужный, «консервативный» сценарий обещает 2,1 млн машин. Для сравнения: в 2017-м было 1,5 млн, и приросту на целый миллион за грядущие семь лет, наверное, можно было бы порадоваться — как-никак, это по 7% каждый год, а может, и больше, если учесть, что наши автостратеги по комсомольской привычке намеренно занизили проектные показатели, чтобы была возможность отчитаться о перевыполнении плана. Кстати, аналитики из компании Boston Consulting Group в оптимистичном варианте предлагают ориентироваться на 2,7 млн, упоминая, что как минимум до нынешнего апреля в России наблюдались предпосылки для долгосрочного роста доходов и доступности кредитов.

В любом случае вряд ли вместо двух с половиной миллионов мы в 2025 году получим четыре или пять, а это означает, что уровень 2012-го, когда в России было продано 2,8 млн новых легковушек, еще надолго останется пиком нашей автомобильной зажиточности.

А если исходить из того, что спрос на машины — это маркер и общего благосостояния граждан, то, получается, даже правительство не обещает, что в ближайшее время нас ждет хотя бы возвращение к достатку пятилетней давности.

Можно было бы поблагодарить авторов проекта за откровенность, но слабый рынок лишь полбеды. Дело в том, что просто затянуть пояса и переждать трудные времена не готовы ни автопроизводители, ни правительство. Выпуск автомобилей как отрасль в России был убыточен в 2014—2016 годах — тогда производители в сумме потеряли 132,4 млрд рублей и вернулись в плюс в 2017-м, после того как господдержка вышла на исторически рекордный уровень — 130 млрд рублей за последние два года. Однако и бюджету, и заводам такая «терапия» все равно помогает не сильно, поэтому абсолютно счастливых нет ни там, ни там.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи