Подержанные автомобили в России: рынок покупателя?

Фото: Дмитрий Питерский | Юрий Ветров

Поставок новых машин европейских и японских марок нет и не предвидится, выбор стремительно сокращается, а цены заоблачны. Все это ­волей-­неволей заставляет покупателей смотреть в сторону подержанных автомобилей. Но за первую половину 2022 года рынок бэушек в России сжался на 22%. Что сейчас происходит с сегментом подержанных автомобилей — и каков прогноз на ближайшее будущее?

Картина маслом

В прошлом году, когда в России был «рынок продавцов», доля продаж ­подержанных машин через официальных дилеров достигла исторического максимума — 21%. Иными словами, 12 месяцев назад каждая пятая бэушная машина продавалась более-менее цивилизованно. Понятно, что «гарантия юридической чистоты», «доскональная техническая проверка» и все остальное, чем любят козырять дилеры, в российских реалиях понятия весьма эфемерные. Но, как ни крути, покупка в автосалоне, который платит налоги, — сделка все же более безопасная, чем в случае с перекупщиком, меняющим в телефоне симки как перчатки и исчезающим в неизвестном направлении, как только он получает деньги.

Сейчас же продажи через официалов снизились до 10%, рекордных с 2015 года, — только каждая десятая машина! Рынок после начала спецоперации вошел в зону турбулентности и стремительно «сереет» и «чернеет» прямо на глазах. В абсолютных цифрах это выглядит так. За первые шесть месяцев этого года продано 2,17 млн подержанных машин (минус 22% по отношению к прошлому году). А официальные дилеры реализовали за тот же период 216,4 тысячи бэушек (на 46% меньше).

Причины называются разные, но большинство опрошенных нами участников рынка склоняются к трем основным негативным факторам. Первый — падение продаж новых автомобилей: обвал на 56% по итогам полугодия, а если брать помесячную реализацию, то в ­июне—июле продажи рухнули более чем на 70%. Дилеры, привыкшие пополнять свои запасы (так называемый сток) подержанных машин за счет их приема в трейд-ин (в зачет стоимости новых), теперь вынуждены искать другие возможности.

Второй фактор — массовое сворачивание фирменных программ поддержки трейд-ина от представительств. Это когда дистрибьютор марки, а не дилер давал дополнительный бонус покупателю, чтобы тот поменял свою подержанную машину на новую. Ну а третья и наиболее значимая причина — изменение настроений и поведения покупателей. В пандемийные годы люди видели неуклонный рост цен, спровоцированный дефицитом новых автомобилей, и стремились купить хоть что-то, дабы спасти свои сбережения. А теперь никто уже не швыряется деньгами из страха, что «потом все равно будет дороже». Более того, статистика онлайн-порталов объявлений говорит о том, что люди сейчас сужают выбор марок и моделей, но при этом совершают больше звонков в поисках наиболее выгодного варианта. А продавцы отмечают, что даже наиболее ходовые подержанные машины — например, RAV4, Tiguan или СХ-5 — теперь требуют усилий для реализации и гораздо дольше задерживаются на площадках.

Хорошие и плохие

Вы слышали когда-нибудь о подержанных машинах категории А? Почему они намного лучше D-бэушек? Дилеры, агентства и представительства уже довольно давно используют буквенную A-B-C-D-шкалу для обозначения «качественного уровня» б/у автомобилей.

Хотя классификация и деление подержанных машин весьма условны, большинство участников рынка сходятся на том, что «самые-самые» автомобили категории А — это машины в возрасте до семи лет, с пробегом менее ста тысяч километров, максимум с двумя владельцами и не бывавшие в крупных авариях.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи