Под конец года рынок пошел на спад: чем это обернется для покупателей?

Верная примета зимы: начало года всегда сопровождается скидками и прочими спецпредложениями, с помощью которых дилеры пытаются вывести покупателей из январской «спячки», чтобы побыстрее сбыть прошлогодние машины. Но в этот раз вал акций начался еще в ноябре, на полтора месяца раньше обычного! Манящих предложений - больше, их условия - слаще. Продавцы готовы уступить при покупке практически любой находящейся на складе машины!

Если давно подумываете о покупке нового автомобиля, то сейчас - самое время!

На некогда дефицитные Hyundai Solaris и седан Volkswagen Polo дают скидки почти в 30 тысяч рублей. При покупке кроссовера, такого, например, как Hyundai ix35 или Toyota RAV4, можно выгадать от 60 до 100 тысяч. Но еще выгоднее покупать «прошлогодние» машины премиум-сегмента. Не хотите, например, Mercedes E-класса за 1,6 млн рублей?

Машины практически перестали дорожать еще в начале осени, хотя, казалось бы, для повышения цен был очень удобный повод в виде обязательного утилизационного сбора. Но если цены в прайс-листах все же повышали, то эту разницу, как правило, компенсировали увеличенными скидками. Понятно, что продавцы идут на уступки не по доброте душевной - нужно сбывать тысячи машин, скопившихся на складах.

Так почему вдруг уменьшился спрос?

Когда похожая ситуация сложилась четыре года назад, ответ был очевиден - начинался кризис. Теперь же сработал более широкий комплекс факторов.

На Москву и область приходится почти треть продаж новых автомобилей в стране, но именно в столице покупательская способность снижается. С одной стороны, по данным Мосгоркомстата, средняя зарплата москвичей выросла на 11,5% - до 45682 рублей, но реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные с учетом индекса потребительских цен) за девять месяцев 2012 года упали по сравнению с уровнем годичной давности аж на 9,1%! Тогда как в среднем по России те же реальные располагаемые денежные доходы выросли на 3,6%. Прибавьте к этому другие напасти мегаполиса - постоянное ухудшение ситуации с пробками и местами для парковки, растущий транспортный налог…

Еще один важный фактор - повышение банками кредитных ставок. Нынче уже непросто найти предложения со ставками менее 13% годовых. И хотя доля «кредитных» продаж новых машин в прошлом году достигла докризисных показателей (почти 43%), поводов для дальнейшего роста не предвидится.

Нельзя забывать и о ценах на бензин - за год они выросли на 8%.

И, конечно, субъективные опасения, что вторая волна кризиса доберется-таки до нас из Евросоюза. Ведь если Штаты добились пусть медленного, но все же роста экономики, то в Европе все не так гладко - проблемные страны вроде Греции, Португалии, Испании и Италии тянут вниз относительно стабильных соседей.

На графике отображены ежемесячные продажи четырех иномарок, лидирую­щих в своих сегментах. Если осенью 2011 года все они пережили всплеск покупательского интереса, то спустя год продажи опустились ниже весенних показателей

В итоге все больше россиян решают отложить покупку нового автомобиля.

Аналитики, да и сами автопроизводители еще недавно не скупились на радужные прогнозы: мол, российский рынок должен был вырасти до пяти миллионов машин в год! Но на чем основывались те прогнозы?

По уровню автомобилизации Россия находится среди развивающихся стран, и без существенного роста зарплат догнать по этому показателю Европу и США нам, увы, не светит

Основным критерием оценки будущего спроса выступала степень автомобилизации страны. Сейчас у нас примерно 270 автомобилей на тысячу человек. Для сравнения: в США на тысячу жителей приходится около 800 машин, а в развитых европейских странах - примерно по 500 автомобилей. Так почему бы и России не взлететь к похожей планке?

Увы, в России средняя заработная плата - 23600 рублей (760 долларов), тогда как в США - 4100 долларов, а в Германии - 3900 долларов. А ведь при этом новые автомобили у нас стоят дороже. Плюс разница средних зарплат по регионам: от 11800 рублей в Дагестане до 58600 рублей в Ямало-Ненецком автономном округе. Плюс низкая плотность дорожной сети. Складываем все - и получается, что оснований для дальнейшего роста продаж не так уж и много. Российский автомобильный рынок если не достиг, то вплотную приблизился к состоянию насыщения. И нынешний уровень в три миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей в год - вполне достойный для него результат.

Проблема только в том, что и автопроизводители, и дилеры, планируя развитие бизнеса в России, держали в уме радужную перспективу непрерывного роста рынка до тех самых пяти миллионов в год. И, возможно, держат до сих пор. Некоторые компании даже перебросили в Россию большие партии автомобилей, которые изначально предназначались для продажи в Европе, но из-за падения тамошнего спроса остались невостребованными.

В целом же может повториться ситуация 2008 года, когда дилеры заказали огромное количество автомобилей, а затем были вынуждены распродавать их с большими скидками вплоть до конца 2009 года. Но если тогда неожиданностью оказался кризис, то сейчас - естественная стабилизация спроса. Нынешних запасов некоторых моделей 2012 года на российских и финских складах уже хватит месяца на три, а у некоторых компаний и на все полгода вперед.

Хуже всего придется автопроизводителям - нужно сокращать производственные программы, а то и останавливать заводы. А ведь в России за последние десять лет запущено пятнадцать «иномарочных» производств (включая сборочные линии на ГАЗе и АвтоВАЗе) общей мощностью более двух миллионов машин в год - и их нужно окупать. Дилерам тоже несладко - машины приходится сбывать со скидками, порой и вовсе отказываясь от маржи. Ведь невыполнение плана продаж еще хуже - дилер рискует остаться без бонусов и с урезанными квотами на следующий год.

Зато покупателям - благодать. Если давно подумываете о покупке нового автомобиля, то сейчас - самое время!

Кстати, стабилизация рынка может обернуться и еще одной позитивной стороной: есть надежда, что наши дилеры, привыкшие лишь записывать покупателей в очередь, наконец-то научатся цивилизованному ведению бизнеса и начнут борьбу за посетителей сервис-центров, снижая цены на запчасти и уменьшая очереди на обслуживание. Так что нет худа без добра.

Рекомендованные статьи