«Блогеры стали дилерами, а дилеры перекупами». Как работает частный ввоз при параллельном импорте
Частный перегон автомобилей из-за границы в Россию — третья древнейшая профессия. И теперь это уже не просто параллельный ввоз или серый рынок, а целый мир со своими каналами доставки, правилами ценообразования и механизмами продаж через виртуальные автосалоны в соцсетях и мессенджерах.
Раньше, чтобы купить автомобиль, вы ехали к дилеру, верно? А сегодня идете в соцсети или в телеграм-каналы. «Привезем любой автомобиль из-за рубежа, актуальный ассортимент в закрепленном посте, запросы — в вотсап». Каждая машина как на ладони: фото, видео, характеристики, комплектация. Цены не для слабонервных, но они хотя бы понятны сразу и не спрятаны в сносках со звездочками. Toyota RAV4 в Москве — 3,7 млн рублей. Land Cruiser 300 — 8,9 млн. Chevrolet Tahoe — 8,7 млн. Lexus GX — 6,25. Kia Carnival на пути в Москву — 5,0 млн. BMW X3 с пробегом 75 тысяч километров — 3,7 млн. Заводской гарантии нет — это машины, завезенные в частном порядке на физических лиц.
Можно, конечно, заехать и к традиционным дилерам. Но… «Теперь большие салоны звонят нам и просят привезти для них машины», — рассказывает мне бывший коллега по Авторевю, а ныне блогер и основатель сервиса импорта автомобилей Павел Карин. Да-да, роли на рынке зеркально поменялись: бывшие перегонщики и перекупы стали импортерами, а дилеры и импортеры — перекупами!
Почему дилерские салоны не могут полноценно использовать собственный «параллельный ввоз»? Во-первых, во многих странах просто невозможно оформить поставку машин на российскую компанию. А во-вторых, юридическое лицо за новый автомобиль должно заплатить таможенную ставку по тарифу 25% от стоимости плюс утилизационный сбор, сумма которого колеблется от 178 до 455 тысяч рублей на самые востребованные модели. Но для физлиц утильсбор составляет 3400 рублей, а нередко частные импортеры еще и находят способы провести таможенное оформление по сниженной стоимости автомобиля или от лица льготников. Бинго!
Есть и дополнительный фактор: покупатели хорошо запомнили дилерские накрутки в пандемию и больше не готовы доверять официалам. А вот доверия к автомобильным блогерам, наоборот, через край. И если в конце 2021 года и в начале 2022-го хороший менеджер в традиционном дилерском центре Москвы мог продавать 7—10 машин в месяц, то сегодня успехом можно считать 3 автомобиля в месяц. При этом телеграм-канал автосалона, который принадлежит блогеру Елене Лисовской, обладает аудиторией 172 тысячи подписчиков и в феврале публиковал отчеты о продаже от пяти до пятнадцати автомобилей в день.