Караул, грабят: почему дилеры накручивают цены и можно ли с этим бороться
Решили купить новый автомобиль, а менеджер в автосалоне накинул четверть цены? Типичный сценарий последних месяцев. Можно согласиться и покорно отстегнуть свои кровные, но я все же предлагаю побороться. Есть способы!
А почему они вообще творят этот беспредел? Разве нет управы на дилеров?
Во-первых, рекомендованные розничные цены (РРЦ) в официальных прайс-листах и конфигураторах автопроизводителей — это филькина грамота, не имеющая юридической силы. Изучите сайты компаний внимательнее — и где-нибудь в уголке обязательно найдете надпись мелким шрифтом: «Данное предложение носит информационный характер и не является публичной офертой». И как правило, рядом указывается «во-вторых»: цены могут отличаться у официальных дилеров, которые вправе продавать автомобили с дополнительным оборудованием. Ведь дилерские центры, даже официальные, юридически не имеют с автопроизводителями ничего общего, кроме договоров, — это частные компании.
Так что ответ на вопрос в начале текста один: творят, потому что могут. Имеют полное право. И устанавливать любую наценку, и делать скидки — это ведь точно такое же изменение РРЦ, только в другую, выгодную покупателю сторону. Делая скидку, дилер уменьшает свою маржу, но в последние месяцы дисконт стал редкостью, так как на рынке дефицит автомобилей. Многие ли из вас в такой ситуации не воспользовались бы этой возможностью получить дополнительную прибыль? Да еще и под благовидным предлогом — «допы». Коврики, сигнализация, защита двигателя — и вот уже плюс 50 тысяч рублей к бюджетной Ладе, хотя самому такой набор можно купить за 10—15 тысяч. Сетка на радиатор, тонировка, кофр на крышу — извольте уже 120 тысяч. И это еще по-скромному.
Особенно усердствуют с накрутками дилеры корейских марок. Например, за этот кроссовер Kia Sportage просят доплатить 230 тысяч рублей, то есть более 10% рекомендованной цены. При этом перечень навязанного дополнительного оборудования на стенде не указан.
Автопроизводители не в восторге от сложившейся ситуации, ведь в итоге страдает именно их репутация. Но жестко зафиксировать цены они не могут. Еще и потому, что дилеры — их главные бизнес-партнеры, которые тоже должны зарабатывать. Продажа новых машин хоть и приносит им львиную долю выручки, однако на прибыли почти не отражается. Основной источник дохода — «допы», страхование и финансовые услуги, которые идут в нагрузку к новым автомобилям. Наше дилерское сообщество упорно не желает трансформироваться и делать основной статьей прибыльности сервис или продажу подержанных машин, хотя на развитых рынках автосалоны кормятся именно этим. Даже если один автопроизводитель вдруг закрутит гайки и зафиксирует цены, он рискует растерять дилеров, которые просто перейдут к более лояльному бренду — хотя бы к китайцам, активно расширяющим торговую сеть. Помочь может только коллективный переход всех игроков рынка на новые правила, но это из области фантастики.