Рынок продавцов: подробные итоги продаж в 2021 году
Автопроизводители жалуются на недостаток микрочипов, разрывы логистических цепочек и рост цен на сырье (в первую очередь на сталь). Покупатели страдают от нехватки новых машин и огромных наценок на те, что есть в наличии. И все же российский автомобильный рынок в 2021 году вырос на 3%. Как?
Дефицит накрыл почти весь мировой авторынок: по разным оценкам, недостача новых машин в прошлом году составила 15—20%. Производители автомобилей периодически останавливали конвейеры и перераспределяли имеющиеся у них запасы полупроводников, отдавая предпочтение самым важным для себя моделям и рынкам. Однако этот провал на беду совпал с отложенным спросом, который возник после «карантинного» 2020 года.
Зато низкая база 2020-го позволила многим странам показать в прошлом году положительную динамику. В США продажи новых автомобилей выросли на 2% (до 14,95 млн штук), в Китае — на 4% (26,28 млн), в Великобритании — на 1% (1,65 млн), а в Италии — на 5,5% (1,46 млн). Так что российский рынок с прибавкой 3%, что называется, в тренде. По данным регистраций в ГИБДД, которые мы в Авторевю уже шесть лет используем для анализа авторынка, в 2021 году у нас продано 1 млн 514 тысяч новых автомобилей. Правда, это все еще меньше, чем в доковидном 2019-м, когда было реализовано 1 млн 596 тысяч машин.
Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно, и 2021 год не стал исключением: продажи автомобилей подросли вслед за подорожавшей нефтью, но уперлись в производственные ограничения. И если в этом году не будет новых потрясений, рынок продолжит медленный рост, ведь отложенный спрос никто не отменял
По оценке агентства Автостат, средняя рекомендованная цена нового автомобиля в России за прошедший год выросла более чем на 20% и превысила два миллиона рублей. А денежная емкость рынка составила рекордные 3,02 триллиона рублей. Но если считать в долларах, то 41 млрд далек от тех 75 млрд долларов, которые были в самом «жирном» 2012 году (тогда продажи достигли пиковых 2,76 млн новых машин). Неудивительно, что, по данным Национального бюро кредитных историй, количество выданных кредитов на покупку легковых автомобилей (новых и подержанных) в прошлом году выросло на 11%, а сумма кредитов в рублях увеличилась сразу на треть.
Увы, ситуация на рынке сейчас благоприятна только для продавцов, которые пользуются неудовлетворенным спросом и соревнуются в жадности: чудовищные наценки за копеечное допоснащение стали нормой жизни. Поэтому на коне оказались те автопроизводители, которые всеми способами смогли обеспечить производство и поставки. А наибольшую выгоду из этого извлекли… китайцы!
Промышленность КНР заранее начала забирать себе все доступные запасы полупроводников, и в прошлом году автозаводы местных компаний работали без передышек, не только обеспечивая внутренний рынок, но и наращивая экспорт. В том числе в Россию: за прошедший год доля китайских автомобилей у нас выросла более чем вдвое, с 3,6% до рекордных 7,5%. Продано 113 тысяч машин (вместо 53 тысяч годом ранее), хотя львиная доля пришлась всего на три бренда — Chery, Geely и Haval. Фактически именно они и обеспечили те самые 3% роста!
А еще во многом благодаря их успехам на российском рынке впервые за много лет выросла доля импортных автомобилей: 16,5% против 12,9% годом ранее. Ведь Chery поставляет машины напрямую из Китая, а Geely имеет производство в соседней Белоруссии. Вклад в увеличение импорта внесла и компания BMW, сократившая гамму моделей калининградской сборки.
Разномастные кроссоверы и внедорожники впервые заняли больше половины российского рынка: на них пришелся 51% против 49% в 2020 году. Но самым массовым все равно остается сегмент легковушек класса B+: 35% рынка и 530 тысяч машин, хотя годом ранее было 37,3% и 548 тысяч.
Как обычно, в кризис продажи автомобилей премиум-сегмента выросли на 6%, до 153 тысяч машин (на секундочку это более 10% рынка). А самый дорогой luxury-сегмент показал рост на 19%, хотя итоговые 877 машин — капля в море.