Рынок продавцов: подробные итоги продаж в 2021 году

Фото: Кирилл Кадощук

Автопроизводители жалуются на недостаток микрочипов, разрывы логистических цепочек и рост цен на сырье (в первую очередь на сталь). Покупатели страдают от нехватки новых машин и огромных наценок на те, что есть в наличии. И все же российский автомобильный рынок в 2021 году вырос на 3%. Как?

Дефицит накрыл почти весь мировой авторынок: по разным оценкам, недостача новых машин в прошлом году составила 15—20%. Производители автомобилей периодически останавливали конвейеры и перераспределяли имеющиеся у них запасы полупроводников, отдавая предпочтение самым важным для себя моделям и рынкам. Однако этот провал на беду совпал с отложенным спросом, который возник после «карантинного» 2020 года.

Зато низкая база ­2020-го позволила многим странам показать в прошлом году положительную динамику. В США продажи новых автомобилей выросли на 2% (до 14,95 млн штук), в Китае — на 4% (26,28 млн), в Великобритании — на 1% (1,65 млн), а в Италии — на 5,5% (1,46 млн). Так что российский рынок с прибавкой 3%, что называется, в тренде. По данным регистраций в ГИБДД, которые мы в Авторевю уже шесть лет используем для анализа авторынка, в 2021 году у нас продано 1 млн 514 тысяч новых автомобилей. Правда, это все еще меньше, чем в доковидном 2019-м, когда было реализовано 1 млн 596 тысяч машин.

Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно, и 2021 год не стал исключением: продажи автомобилей подросли вслед за подорожавшей нефтью, но уперлись в производственные ограничения. И если в этом году не будет новых потрясений, рынок продолжит медленный рост, ведь отложенный спрос никто не отменял

По оценке агентства Автостат, средняя рекомендованная цена нового автомобиля в России за прошедший год выросла более чем на 20% и превысила два миллиона рублей. А денежная емкость рынка составила рекордные 3,02 триллиона рублей. Но если считать в долларах, то 41 млрд далек от тех 75 млрд долларов, которые были в самом «жирном» 2012 году (тогда продажи достигли пиковых 2,76 млн новых машин). Неудивительно, что, по данным Национального бюро кредитных историй, количество выданных кредитов на покупку легковых автомобилей (новых и подержанных) в прошлом году выросло на 11%, а сумма кредитов в рублях увеличилась сразу на треть.

Увы, ситуация на рынке сейчас благоприятна только для продавцов, которые пользуются неудовлетворенным спросом и соревнуются в жадности: чудовищные наценки за копеечное допоснащение стали нормой жизни. Поэтому на коне оказались те автопроизводители, которые всеми способами смогли обеспечить производство и поставки. А наибольшую выгоду из этого извлекли… китайцы!

Промышленность КНР заранее начала забирать себе все доступные запасы ­полупроводников, и в прошлом году автозаводы местных компаний работали без передышек, не только обеспечивая внутренний рынок, но и наращивая экспорт. В том числе в Россию: за прошедший год доля китайских автомобилей у нас выросла более чем вдвое, с 3,6% до рекордных 7,5%. Продано 113 тысяч машин (вместо 53 тысяч годом ранее), хотя львиная доля пришлась всего на три бренда — Chery, Geely и Haval. Фактически именно они и обеспечили те самые 3% роста!

А еще во многом благодаря их успехам на российском рынке впервые за много лет выросла доля импортных автомобилей: 16,5% против 12,9% годом ранее. Ведь Chery поставляет машины напрямую из Китая, а Geely имеет производство в соседней Белоруссии. Вклад в увеличение импорта внесла и компания BMW, сократившая гамму моделей калининградской сборки.

Разномастные кроссоверы и внедорожники впервые заняли больше половины российского рынка: на них пришелся 51% против 49% в 2020 году. Но самым массовым все равно остается сегмент легковушек класса B+: 35% рынка и 530 тысяч машин, хотя годом ранее было 37,3% и 548 тысяч.

Как обычно, в кризис продажи автомобилей премиум-сегмента выросли на 6%, до 153 тысяч машин (на секундочку это более 10% рынка). А самый дорогой luxury-сегмент показал рост на 19%, хотя итоговые 877 машин — капля в море.

А теперь — подробно об успехах каждой марки. Как всегда, мы учли только легковые автомобили, однообъемники, кроссоверы, внедорожники и пикапы, оставив за бортом всевозможные грузовички и микроавтобусы. В качестве основной мы использовали статистику ГИБДД, но для справки привели и данные продаж АЕБ (они выделены красным цветом): в сумме этот «официальный» объем рынка превышает полицейскую статистику всего на 34 тысячи автомобилей, но некоторые бренды все еще позволяют себе слишком заметное жонглирование статистикой.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи