Война и мир: кто выиграл от мирового дефицита микрочипов?
О причинах дефицита микрочипов в автопроме мы уже рассказывали, а к осени ситуация стала еще хуже. Но cui, как говорили римляне, prodest — «кому выгодно»?
Итак, в 2020 году коронавирус и локдауны обрушили авторынок, заводы сократили объем закупок микросхем, их квоты немедленно забрали себе производители бытовой электроники — и оказалось, что заказы на микросхемы уже расписаны на многие месяцы вперед. Плюс погодные катаклизмы и пожары на заводах по производству микросхем.
Компания Bosch отреагировала на дефицит и запустила новый завод микрочипов в Дрездене на несколько месяцев раньше запланированного срока, но на общем фоне это капля в море
Казалось бы, за прошедший год отрасль уже должна была восстановиться, но дефицит полупроводников в мире ощущается все сильнее. Из-за него в сентябре продажи новых автомобилей в США и Германии упали на 26% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, во Франции и Швеции спад на 21%, в Бразилии — на 28%, в Японии — на 32%, в Италии — на 33%, а в Англии — на все 34%. Российский рынок в этом списке еще не самый провальный: по данным АЕБ, в сентябре сбыт просел на 23%.
Мировую недостачу новых машин в этом году эксперты оценивают в 9,5—11 млн, то есть 15—17% от спроса. При этом основной спад приходится как раз на третий и четвертый кварталы. Но позвольте, ведь производители микросхем уже рапортуют о восстановлении объемов выпуска. Например, Марк Лю, глава тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), одного из крупнейших в мире производителей микрочипов и главного поставщика компаний Apple, Intel и Nvidia, в интервью журналу Time заявил, что отгрузки уже давно ведутся в прежнем объеме. Но чипы попросту не доходят до автопроизводителей. Куда же они деваются?
Антирекорд: из-за нехватки микросхем завод компании Opel в Айзенахе, где делают кроссоверы Grandland, остановлен с конца сентября как минимум до начала 2022 года