Человек и прототип — Дрю Боулер и Bowler EXR-S

Фото: компания Bowler | компания Land Rover | Никита Гудков

Напротив меня в роскошном ресторане старой британской усадьбы сидит человек в белой рубашке, но с грязными руками. Это Дрю Боулер, основатель и владелец компании Bowler Offroad. Мы говорим о начале продаж первого дорожного автомобиля марки Bowler, о рынке и о маркетинге, но мой взгляд снова и снова утыкается в ногти собеседника, под которыми навечно въелись черные следы…

Дрю Боулеру исполнилось 50, и в своей жизни он всегда все делал сам. Работал кузнецом, в начале 80-х вместе с братом занялся мотогонками, но «брат быстро повредил спину и мы стали искать развлечение поспокойнее». Придумали: в подвеску внедорожника Land Rover внедрили пружины вместо рессор. И отправились на гонки. Поскольку получилось дешево и «со вкусом», соперники тут же стали приставать: продай машину! Чуть позже на укороченное шасси от автомобиля Range Rover поставили легкий алюминиевый кузов Land Rover — в таком виде в 1986 году первый клиент получил построенный на заказ Bowler ARC.

Время от времени Дрю Боулер сам стартует на автомобилях собственного производства — последний раз это было на бахе Desert Challenge в 2008 году

Потом был Bowler Tomcat (1989 год) — к той же раме присовокупили уже полноценный каркас безопасности и получили право участвовать не только в «местечковых» соревнованиях. И хотя Tomcat стал очень популярным — выпущено около 400 машин! — и заставил говорить о компании Дрю Боулера, основную славу принесла третья модель, Wildcat.

Появившаяся в 1997 году «Дикая кошка» уже не имела в своей основе серийной рамы — агрегаты Land Rover крепились к пространственной ферме из стальных труб. Получилось снова дешево (подвески остались зависимыми), но прочно и надежно. Именно Wildcat открыл Боулеру дорогу на вершину ралли-рейдов — десятки частников выбирали эти машины для марафона Париж—Дакар. Всего было сделано 75 автомобилей, причем в середине 2000-х годов к Дрю стояла очередь из клиентов, а в мастерской, по его словам, работало «аж 17 человек»!

Время от времени Дрю Боулер сам стартует на автомобилях собственного производства — последний раз это было на бахе Desert Challenge в 2008 году
За композитной третьей дверью с пластиковым стеклом без обогрева и дворника — багажник с высоченным полом. Под ним — обычный бензобак на 80 литров и запасное колесо с доступом к нему через откидывающийся бампер
0 / 0

В 2003 году первый Bowler появился и у нас — Сергей Шмаков использовал его как для международных, так и для местных гонок и без труда стал чемпионом России. «Помню ту машину, — улыбается Дрю. — Она закончила свой жизненный путь в дереве. Это был один из всего двух построенных автомобилей со среднемоторной компоновкой — на ней настоял клиент, хотя мы были против. Ведь Wildcat и так имел настолько отнесенный назад силовой агрегат, что проблем с развесовкой не было».

Годом позже переднемоторный Bowler Wildcat заказал и Руслан Мисиков из команды Нарт Тайм. Когда я делал материал о нем для журнала Автоспорт, помню, поразился, насколько «кондово», но качественно была сделана машина.

А в 2008 году дело Дрю Боулера в одночасье рухнуло. Марафон Париж—Дакар отменили из-за неспокойной обстановки в Африке, а на эту гонку было завязано слишком многое! Дрю вспоминает: «Мы уволили почти всех людей, и я всерьез думал закрыть фирму».

Пространственный каркас весом около 300 кг покоится на лонжеронах рамы Range Rover Sport. Колесная база — как у «донора», но подвески совсем иные. Тем не менее Bowler EXR на 65% унифицирован с серийной продукцией Land Rover. Рулевой механизм тоже серийный, но общее передаточное число привода немного уменьшено и баранка делает 3,1 оборота от упора до упора
Рычаги и кинематика двухрычажных подвесок — оригинальные, а вот поворотные кулаки и ступицы серийные. Как и шарниры равных угловых скоростей, взятые от самых мощных внедорожников Land Rover. Именно ради их сохранности ход подвески дорожного EXR-S увеличили относительно гоночного EXR всего миллиметров на 30. С шинами Kumho Дрю Боулер работает давно, еще со времен, когда у корейской фирмы в Великобритании был свой инженерный центр
Под полом багажника будет и бардачок — на этой машине он пока не отделан
0 / 0

Сказать, что сегодня компания Bowler Offroad преодолела кризис, наверное, нельзя. На фирме работают 10 человек, четверо из которых — механики, а двое — инженеры. Средний годовой выпуск — всего четыре гоночных автомобиля модели EXR, в 2010 году сменившей не очень популярный Nemesis. Но жить как-то надо, и вот уже три года Дрю занимается доводкой проекта первого дорожного автомобиля Bowler EXR-S: «Будем продавать до 25 машин в год и за счет них зарабатывать на спортивные программы». Ради знакомства с ездовым прототипом EXR-S я и оказался в графстве Дербишир.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи