Как пытаются выжить дилеры Jaguar Land Rover после отлучения от сервисных серверов
Компания Jaguar Land Rover отключила российских дилеров от серверов с сервисной базой данных. Катастрофа? Ничего хорошего нет, однако ситуация не безвыходная: голь, как известно, на параллельные выдумки хитра.
Что такое горе от ума? Это когда автомобиль, напичканный электроникой, становится критически зависимым от «облачного» программного обеспечения — без связи с которым не возможны ни диагностика, ни ремонт. Таковы и нынешние Land Rover, Range Rover и Jaguar.
Впрочем, у машин 2017 года выпуска и старше можно использовать «офлайновую» дилерскую программу SDD. Хотя в последних версиях для многих функций, связанных с кодированием и программированием блоков управления, даже она тоже просит связи с серверами производителя.
Но после 2017 года новый Land Rover Discovery и многие модели постарше (например, Range Rover и Range Rover Sport, Jaguar XF, F-Type, XE и F-Pace) перевели на новую, более продвинутую и сложную архитектуру связи, включающую протокол с иным интерфейсом. Для общения с ними компания разработала другую сервисно-диагностическую программу Pathfinder — но и она в версиях до 2020 года успешно работает и без связи с «облаками».
А вот затем, с конца 2020 года, англичане перешли на TOPIx Cloud Diagnostics — облачный интерфейс общения с дилерами. Теперь, когда каждый из автомобилей по всему миру заезжает в официальный сервис на диагностику или ремонт, компания получает от них обратную связь, постоянно собирая огромный объем данных. И на основе этой информации может находить и затем исправлять программные ошибки или непросчитанные режимы работы тех или иных агрегатов.
А у дилера на TOPIx Cloud Diagnostics завязано практически все — не только диагностика всей нынешней и предшествующей модельной линейки, но и подробные руководства по ремонту, схемы электроники, технические бюллетени и даже отводимые на все ремонтные и сервисные операции нормо-часы. Этакий талмуд обо всем. Причем с автомобилями моложе 2020 модельного года дилеры могут общаться только через него.
Точнее, могли до января этого года. Так что сейчас, после отлучения от фирменных серверов, работа дилерских сервисов имела все шансы не просто усложниться, а фактически остановиться — ведь свежим автомобилям через TOPIx Cloud теперь не возможно ни диагностику сделать, ни обновить или переустановить программное обеспечение блоков. Еще и потому, что заодно им перекрыли доступ и к подробным официальным онлайн-каталогам запчастей.
Как выживать?
Возможно, через какое-то время и получится восстановить доступ к европейским серверам через TOPIx Cloud альтернативными путями. Например, через коллег в дружественных, но неподсанкционных Казахстане и Беларуси. Даже Китай может прийти на помощь. А особо талантливые хак... то есть программисты, например, замаскируют российский IP при авторизации — и наладят подключение к официальным сервисным базам через фирмы-посредники и VPN-сервисы.
Однако пока этого не произошло, фирменные сервисы пытаются работать теми же способами, какими работают и неофициалы. Которые потери связи с фирменными серверами даже и не заметили — ибо они этими «облаками» и так не пользовались. Во-первых, многие недилерские сервисы работают офлайн, заранее скачивая каталоги, сервисную информацию и все необходимые прошивки. Во-вторых, если есть нужда выйти онлайн, то для этого существуют неофициальные специализированные оболочки-агрегаторы (например, Carscats), которые своими путями пока имеют доступ к каталогам и продолжают предоставлять его пользователям.
А в-третьих, конечно, используют программистские навыки. Например, чтобы активировать новый ключ к любому свежему автомобилю Land Rover, Range Rover и Jaguar взамен утерянного или вышедшего из строя, нужно менять еще и новый модуль бесключевого доступа KVM (Кeyless Vechicle Module) — поскольку он просто не рассчитан на добавление новых ключей. Но в неофициальном сервисе давно обходятся без замены блока KVM — его научились успешно перепрошивать при помощи программатора.
Вам интересны подробности? Нам тоже. Увы, подобной информацией с журналистами делятся неохотно, так что если вы можете нам помочь… Обязуемся свято хранить тайну следствия и персональные данные!
Более того, в Китае волшебным образом умудряются споро ваять диагностические сканеры даже для «облачных» моделей автомобилей. Так что не все потеряно. Хотя по-любому новые прошивки теперь будут попадать к нам позже — и, конечно, платить за них придется больше