Электромобили Kia Soul EV и Volkswagen e-golf: Сергей Знаемский подводит итоги «сетевой» жизни

Фото: Дмитрий Питерский

Половину прошлого года я прожил с электромобилем Kia Soul EV. Эксперимент завершился осенью, но совсем не так, как мы ожидали: компания Kia решила свернуть электромобильные проекты в России. А Volkswagen, наоборот, грозит развернуть. Единственный ввезенный в нашу страну электрический e-Golf на излете прошлого лета успел на несколько дней застать Soul EV в нашей редакции и помог подвести итоги моей «сетевой» жизни.

Три слога — CHAdeMO

Бойтесь своих желаний, они могут исполниться. Мне позвонили вскоре после выхода в продажу того прошлогоднего номера Авторевю, где в статье «Электройога» (АР №10, 2015) я пообещал больше не заряжать Kia Soul EV в редакции. Мой замысел состоял в том, чтобы пользоваться исключительно общественными зарядными станциями и выяснить, может ли обычный москвич пересесть на электромобиль, если вариантов «заправлять» машину дома или на работе нет и не предвидится.

Вернуться к зарядной станции своим ходом не получилось лишь однажды — и это был мой рекорд: заряженный на старте до 83% Soul опустошил батарею через 172 км

Звонок из московской электросетевой компании МОЭСК едва не нарушил эти планы. Я ведь ради эксперимента подавал через их интернет-сайт заявку на оборудование зарядной станции возле моего дома. Неужели поставят? Оказалось, нет. Зато мне пообещали оживить ту единственную в Москве круглосуточную станцию экспресс-«заправки» постоянным током стандарта CHAdeMo, которая была отключена при моей прошлой попытке экстренно подзарядить Soul. Для этого требовалось всего лишь вступить в проект МОЭСК-EV.

Визит в офис на Таганке, анкета, персональная RFID-карта под номером 143 — и я в сети. Станция CHAdeMO, созданная в пору кооперации с компанией Револьта, как выяснилось, не отключена совсем, а перешла в защитный режим, после того как рабочие задели кабель при перекладке асфальта. Меня обучили комбинации клавиш для ее перезапуска и...


•К концу года МОЭСК и Дептранс обещают поставить в Москве 150 таких уличных порталов Ensto EVC-100 с обычными евророзетками и портами Mennekes для зарядки в том числе и трехфазным током
•Формально в проекте МОЭСК-EV сейчас больше 250 участников с личными RFID-картами для доступа к 21 зарядному терминалу, но загрузка каждой станции пока меньше одного процента: в среднем около 20 минут в день

Restart — моя жизнь еще раз пере­менилась.

Тут надо бы напомнить, что к тому моменту я уже кое-как приручил электрический Soul. Ну или он меня. В моем водительском обиходе укрепился свод заповедей электромобилиста. Первая — не разгоняться свыше 80 км/ч. Вторая — выбирать кратчайший путь и мириться с пробками: простой съедает меньше заряда, чем объезд. Третья — планировать график так, чтобы дела перемещались поближе к электромобилю, а не наоборот. И, наконец, основное правило: расслабиться и попробовать получить удовольствие даже от такой жизни.

Моя аскеза дала неожиданные результаты. Прежде всего я перестал спешить и научился отдыхать за рулем. Нельзя сказать, что у меня стало получаться планировать, однако теперь я гораздо лучше считаю в уме. Ну и главное: мне удалось сбить реальный аппетит Соула до 13,7 кВт·ч на 100 км — то есть вдвое по сравнению с его результатом в цикле ARDC. С батареей емкостью 27 кВт·ч это значит, что теоретически мой запас хода вырос аж до 200 км!

В обмен на такую роскошь мне приходилось два раза в неделю надолго бросать Soul у какой-нибудь розетки. Редакционная мощностью 2,3 кВт гарантировала больше десяти часов простоя, а каждые 60 минут запас хода пополнялся на лишние 17 км. Более быстрый способ — городские станции коммерческой сети ЭМИ, от которых Soul может принять максимум 6,6 кВт мощности. В этом случае запас прирастает на 12 км каждые 15 минут, но на полную батарею все равно требуется четыре—пять часов. Вот почему станция CHAdeMO показалась мне чудом.

Правила безопасности с прошлого лета позволяют ставить электрические колонки в одном комплексе с топливозаправочными. Поэтому, когда парковочное место возле зарядной станции занято обычными машинами, электромобилисты с чистой совестью подъезжают с тыла и перебрасывают 400-вольтовый кабель на площадку соседней АЗС

Терминал на улице Обручева похож на обычную бензоколонку, только на конце толстенного «шланга» не пистолет, а дуло гранатомета — массивный штекер японского формата JEVS G105. Ток напряжением 400 В и силой 120 А дает почти 50 кВт мощности, то есть теоретически батарею на 27 кВт·ч можно заполнить минут за 30. Однако на деле автоматика ради сохранности литий-ионных ячеек отрубает ток уже через 25 минут, не поднимая уровень заряда выше 83,5%.

После каждой такой сессии Soul готов был проехать около 150 км — и это гарантированный запас хода. Можно выжать и больше, но я каждый раз старался оставлять «на донышке» хотя бы 10% заряда, чтобы снова доехать до заправки.

Вот какой должна быть электромобильная жизнь! Пусть мои визиты к колонке стали чаще, зато на зарядке я теперь проводил лишь немногим больше времени, чем сонный таксист — у кассы АЗС. И ведь электричество по-прежнему не стоило мне ни копейки, так как зарядники МОЭСКа как минимум до конца 2016 года работают в бесплатном проморежиме.

Без сети я уже не мог. Трижды в неделю после работы семь километров от редакции до колонки, двадцать пять минут «на проводе», смартфон, кофе, почта, Facebook — необходимость стала привычкой, и довольно быстро мне начало казаться, что для массовой электромобилизации в Москве нужен всего лишь десяток подобных терминалов в городе и на вылетных магистралях, по примеру того, как строит свою сеть Supercharger компания Tesla.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи