Инфраструктура для электромобилей и гибридов в России: что нового?
«Перед выездом нужно зарядить все гибриды на 100%» — таково указание редакции перед началом пробега в рамках рейтинг-теста. И у меня тихая паника. Я как раз на гибридомобиле, да еще с разъемом GB/T. Где, как его заряжать?
Конечно, я читала статью Сергея Знаемского о развитии зарядной инфраструктуры в России. Но когда сталкиваешься на практике с задачей зарядить электромобиль, то теории не всегда хватает. Да и изменений за полтора года произошло очень много.
По состоянию на 1 июля 2025 года в России было зарегистрировано 65 183 электромобиля. По сравнению с 2023 годом, когда на учете их стояло 38 тысяч, рост почти в два раза — и это если не считать 73 280 гибридов, которые также являются потенциальными пользователями электрических зарядных станций (ЭЗС). Причем 30% батарейного транспорта приходится на Москву.
Скорее всего, доля подзаряжаемых гибридов в России (на инфографике указаны данные по состоянию на 1 июля 2025 года) будет только расти относительно электромобилей. Главная причина — гибриды не настолько привязаны к инфраструктуре, как чистые «электрички»
Примечательно, что взрывной рост произошел как раз за два прошедших года. По данным агентства Автостат, доля электромобилей в возрасте до трех лет составляет 42%, а доля таких же подзаряжаемых гибридов (PHEV) — 80%. Увеличению парка способствовали адекватные пошлины при ввозе через страны ЕАЭС, работавшие до 1 апреля 2024 года, и льготный утильсбор в размере 32 600 рублей до 1 января 2025 года. Плюс приятные бонусы в некоторых регионах: владельцы электромобилей освобождены от транспортного налога, не платят за парковку и за проезд по дорогам с пунктами сбора денежных средств.
Почувствуйте разницу: самая наглядная демонстрация того, как за полтора года изменилось количество зарядных станций в Москве (приложение 2Chargers)
Не такой взрывной, но достаточно бурный рост за это время пережили и ЭЗС. Главная официальная цифра осени 2025 года: на одну зарядку приходится семь электромобилей. Полтора года назад этот показатель был девять к одному. А главный драйвер — участие государства. С 2022 года работает федеральный проект «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» с финансированием 20,8 млрд рублей на год принятия и 121,6 млрд до 2030 года. Из них 42,9 млрд выделены на проекты по созданию быстрых ЭЗС, часть которых уже потрачена на субсидирование до 60% стоимости станций (но не более 1,86 млн рублей).
