Между землей и небом: какие виды покрытий наиболее опасны для мотоциклистов?
Что автомобилисту не здорово, то мотоциклисту иногда — смерть. Я про наши дороги с их швами, ямами и гребенками. Как лучше проезжать опасные места с минимальным риском падения? Постараюсь дать несколько советов.
Начну с классики: канализационные люки. В хорошую погоду они не представляют для двухколесных опасности, но, если идет дождь и вы попали на люк в вираже, под наклоном, — упасть можно запросто. Избежать этого несложно — нужно смотреть вперед и менять траекторию заранее.
Другая опасная история — резиновое покрытие при пересечении дороги с трамвайными путями. Даже в сухую погоду это крайне скользкая субстанция, а во время осадков она почти как лед! Проезжать по возможности под прямым углом и на ровном газу, не меняя передачу.
Резиновые «маты» при пересечении с трамвайными путями в дождь превращаются в настоящую ловушку: очень скользкие!
Иногда приходится пересекать рельсы, идущие прямо по асфальту, — это опасно. Правило простое: наезжать на них надо тоже под прямым углом — так выше безопасность и меньше риски. Рельсы вообще сами по себе очень скользкие, и ездить даже рядом с ними не стоит.
Следующий кандидат на отправку вас на асфальт — выпуклая пластиковая разметка дорог. Иногда мне кажется, что ее придумали специально для истребления мотоциклистов: в дождь она невероятно скользкая! Мощные ускорения и активные перестроения прямо поперек разметки надо исключить — просто спокойное движение на ровном газу. То же относится и к зебре, но в меньшей степени — все-таки езда по ней эпизодична и кратковременна. Правда, это не отменяет возможности с удивлением обнаружить скользящее в никуда переднее или заднее колесо на «полосатой лошади», особенно когда она мокрая. Лекарства те же, что и для разметки: ровный газ, прямой мотоцикл.
Выпуклая зебра может преподнести неприятный сюрприз в дождь
Еще один враг двухколесных — так называемая гребенка, асфальт, выгрызенный дорожниками перед укладкой нового слоя. Даже с самым жестким шасси мотоцикл ведет себя на таком покрытии нестабильно, следуя за волнами, — не лучшие ощущения. И да, раскачка опасна! Рецепт борьбы прост — «если любишь, отпусти»: нужно не хвататься панически за руль, а просто идти на ровном газу, тогда ничего страшного не произойдет. А вот если судорожно вцепитесь в клипоны, будет хуже: пытаясь стабилизировать мотоцикл, получите обратный эффект. При худшем раскладе попадете в резонанс, зажатый в ужасе руль приведет к еще большей раскачке — и тогда падения не миновать.
Причем почти всегда такие гребенки сопровождаются ступенькой по бокам — когда параллельно срезанной ленте асфальта с некоторым возвышением лежит старый слой. Попытаетесь одолеть такую ступеньку под острым углом — рискуете «потерять» переднее колесо! Если все же нужно заехать на новый асфальт сбоку, то лучше сбавить скорость и пересечь ступеньку на малом ходу под углом побольше. Но еще лучше все-таки дождаться окончания гребенки — как правило, она заканчивается новым слоем асфальта, на который вы будете заезжать строго под прямым углом.
Технологический стык асфальта на мосту в виде металлических полос — обыденное явление. Хорошо, что в большинстве случаев вы будете его пересекать перпендикулярно, — впрочем, в дождь все равно надо быть предельно осторожным
Кстати, никогда не видел подобных шедевров в исполнении европейских дорожников. Да и трещины гудроном в Европе не заделывают — может, оттого, что пекутся о безопасности мотоциклистов? Ведь гудрон очень скользкий даже в жару. А уж в дождь можно получить массу незабываемых впечатлений! Причем здесь, увы, не помогут никакие советы: постоянно ловить уплывающее переднее колесо и поднимать мотоцикл с локтя пока удается только пятикратному чемпиону MotoGP Марку Маркесу. И то не всегда.
Еще одна подстава даже в самую ясную погоду — это свежий, только что уложенный асфальт. Как правило, его выдают иссиня-черный цвет и стойкий запах битума. Коэффициент сцепления с таким покрытием гораздо меньше, чем со старым серым асфальтом. Правда, бывает, что новое полотно себя никак не выдает: вроде бы под колесами обычный серый асфальт — но тормозишь посильнее, и... Например, часть серпантина от Джубги до Сочи именно такая.
В этих сомнительных условиях помогает привычка проверять коэффициент сцепления с покрытием, деликатно работая задним тормозом. Колесо заблокировалось раньше обычного или АБС сработала на вроде бы совершенно безобидном месте? Будьте наготове — вы в очередной дорожной ловушке!
Ну а такие вещи, как песок в поворотах, мелкая россыпь камней или грунт после тракторов и лесовозов, опытный мотоциклист должен читать заранее. Да и древний КАМАЗ, оставляющий за собой реки масла на дороге, тоже не должен стать сюрпризом. Внимательнее анализируйте покрытие перед мотоциклом! Ямы, волны, трещины — все это может представлять опасность и должно определяться заранее.
Такая картинка может быть в любом повороте на любой трассе России — этот момент просто нужно учитывать
Ну и конечно, его величество дождь. Непостижимым образом наши дороги устроены так, что вода на них если куда и стремится, так это в середину, образуя своеобразный бассейн и отличные условия для аквапланирования. Выбирайте подходящую скорость! Причем осадки у нас — это всегда грязевая смесь в воздухе: мутная пелена оседает на визоре шлема, видимость падает, риски повышаются. Так что если есть возможность переждать дождь и не ехать, лучше поступить именно так.
Осенью можно поскользнуться на листве — берегитесь! Выезжая на открытое пространство после лесопосадок, будьте готовы получить сильный боковой удар ветра. А на востоке страны прямо на федеральной трассе мне попадались протяженные гравийные участки — метров по двести—триста, без предупреждений! Только представьте: вы ехали 110 км/ч по асфальту — и вот уже под вами грунт. Или — еще хуже — крупная щебенка. Что делать? Не паниковать, не пытаться вырвать руль из траверс и постепенно снижать скорость до безопасной для вашего уровня.
Конечно, этот список неполон, в него можно добавить местные особенности. Где-то ранняя изморозь по утрам даже в августе уже обычное дело, а где-то «стеклянный» асфальт вперемежку с метровыми ямами — основной вид дороги. Но главное неизменно: почти в любом падении из-за скользкого и некачественного покрытия в первую очередь нужно винить исключительно себя. Неумение адаптироваться к меняющимся условиям и невозможность предсказать дорожные ловушки делают из мотоциклиста жертву обстоятельств. И только в ваших руках и силах не стать их заложником.