Fuso без Mitsu: дебютировал Canter TF из Набережных Челнов
И никакого значка Mitsubishi! Отныне на российском рынке грузовички, известные как Mitsubishi Canter, будут называться Fuso Canter, а на их передке вместо трех серебристых ромбиков — черная галочка, точь-в-точь как эмблема в виде буквы Л уже не существующего ЛАЗа. В нашей стране начались сборка и продажа модели Canter TF — мы познакомились с ней.
Что будет, если скрестить немецкий Daimler, русский КАМАЗ, японскую компанию Mitsubishi и итальянскую IVECO? Новый для нас Canter TF!
Марка Fuso (бывшее подразделение Mitsubishi) входит в концерн Daimler, а продажами грузовиков и автобусов этого концерна у нас занимается совместное предприятие «ДК РУС» — «Даймлер КАМАЗ РУС». Ну а итальянское подразделение FPT, Fiat Powertrain Technologies, которое поставляет моторы для IVECO, снабжает грузовички Canter TF своими трехлитровыми дизелями.
С Кантером прежнего поколения TD (оно еще вовсю продается у нас, хотя скоро уйдет с рынка) я хорошо знаком: в 2014 году побывал в сборочном цеху в Набережных Челнах и проехал за рулем такой машины от Челнов до Казани. Понравилось! Хотя, конечно, Canter — типичный «азиат» с кабиной прямо над передними колесами и спецификой наподобие открытых сбоку аккумуляторов. Кроме того, комплектация TD была напрочь лишена разнообразия: мотор один (японский, Евро-4, рабочим объемом 4,9 л), колесная база тоже одна.
Еще тогда мне показали две машины нового поколения, которые пришли к нам для испытаний, — с другим оформлением и турбодизелем FPT, причем один грузовичок был даже оснащен коробкой-«роботом» Duonic. В Евросоюзе такие машины, только Евро-6, продаются с 2010 года, и выбор там очень широкий: в европейской гамме Кантеров есть и полуторки, и версии 4х4, и даже дизель-электрический гибрид.
С тех пор утекло много воды: бывшее СП «Фузо КАМАЗ» (его в шутку называли Камфуз) стало частью единого СП «Даймлер КАМАЗ», в нашей стране полностью поменялась управляющая команда — и, наконец, на рынок вышел Canter TF. Вариантов полной массы отныне два: 8,5 т (как прежде) и 7,5 т. Колесных баз целых четыре — самая длинная, по словам представителей марки, позволит поставить на машину кузов объемом до 45 кубометров, прямо как у нашего Газона Next.
Никакого «робота» у нас, конечно, не будет, а в «механике» передач теперь не шесть, а пять.
У турбодизеля FPT (три литра, Евро-5) — два варианта мощности, 150 и 175 л.с. Правда, мотор прежнего Кантера развивал 180 «лошадей», да и как скажется уменьшение рабочего объема на сроке жизни двигателя? Ведь турбодизель здесь лишь немногим крупнее, чем Cummins 2.8, которым оснащаются Газели, но они-то обычно таскают по полторы тонны, а шасси Кантера рассчитано на нагрузку пять—шесть тонн.
К тому же турбодизель FPT весьма сложный по конструкции: тут и любимый ивековцами турбокомпрессор с изменяемой геометрией (VGT), и рециркуляция выхлопных газов (EGR), а на мощной версии — еще и мочевинная нейтрализация (SCR). Да-да, Canter теперь требует доливки мочевины, как большие грузовики! В бачок брутального вида — с угловатым стальным кожухом.
Этот суровый «почтовый ящик» — бачок для мочевины
Комплектация стала богаче: в серийное оснащение входят ESP, стабилизаторы на обеих осях, противотуманки и кондиционер.
Передняя панель выполнена качественно, кондиционер — в стандарте
Внутри, как и прежде, просторно (от двери до двери не меньше 170 см). Интерьер в целом похож на прежний, но заметно освежился. Пластик стал современнее, изменились сиденья, над головой появились полочки. Посадка вполне удобная, тем более что руль регулируется в двух плоскостях. Мотор работает негромко, педали почти легковые, а крутящего момента хватает, чтобы трогаться даже со второй ступени (конечно, в реальной эксплуатации этого лучше не делать).
В кабине с обилием остекления появились полочки над головой
Но вот сами передачи... Так, еще разочек попробуем... Втыкаются с большим трудом, и найти их проблема! Еще у прежнего Кантера передачи переключались не очень, а тут с ними прямо беда, причем независимо от ступени.
Передач пять — и включаются они, увы, с трудом
Позабавил моторный тормоз, который включается правым подрулевым рычажком: этот рычажок надо нажимать не вниз, как обычно, а вверх (о Япония!), и при столь невеликом рабочем объеме тормозная мощность слабо ощутима даже на больших оборотах. Canter прекрасно маневрирует, а вот на выбоинах седоков потрясывает, поскольку они находятся прямо над передними колесами.
На подрулевой рычажок выведено управление моторным тормозом
Еще у нового Кантера низко расположен открытый пластиковый поддон шумоизоляции силового агрегата — не будет ли он в плохую погоду работать снего- и грязесборником? Осадки с дороги полетят и на предпусковой подогреватель Webasto, который у одного из экземпляров был расположен под кузовом (это опция, и ее будут устанавливать дилеры).
Шумоизоляция силового агрегата расположена в 25 см над дорогой
Судя по всему, Canter с его низкой посадкой и короткой кабиной остается чисто городской моделью — в отличие, скажем, от носатых Газонов, которые вовсю работают на «дальнем бое».
Навороты под кузовом: два фильтра очистки топлива (тот, что слева, — опция) и предпусковой подогреватель
И еще два момента. У того экземпляра, что я водил, с VIN 009222 (эта цифра показывает, сколько всего Кантеров выпущено в Набережных Челнах с 2010 года), косо стояло рулевое колесо. Ну, ребята, это же все-таки не КАМАЗ, а японский Fuso, хоть и собранный по соседству! А к концу поездок почему-то загорелся значок check engine. «Генеральский эффект, — вздохнули специалисты. — Обычно, когда генерал приезжает в войска с инспекцией, вечно что-нибудь случается...»
Перед началом российской сборки четыре машины пробежали 350 тысяч километров по нашим дорогам, причем зимой их гоняли по маршруту Москва — Сургут — Владивосток. По результатам этих испытаний был проведен ряд доработок: поставили аккумуляторы и генератор повышенной мощности, усовершенствовали вентиляцию картерных газов, заменили вязкостную муфту включения вентилятора электрической.
Кабина легко откидывается, и доступ к двигателю прекрасный. А вот аккумуляторы по-прежнему не закрыты сбоку
Сервисные интервалы теперь равны 20 тысячам километров (раньше было 15 тысяч), а гарантия увеличилась с двух до трех лет. Еще обещано сокращение расхода топлива: представители марки ожидают средний расход около 15 л/100 км против 18 л/100 км у прежней модели TD.
Конечно, Canter TF подорожал по сравнению с предшественником: если шасси TD стоит у дилеров примерно от 2,4 млн рублей, то шасси TF — уже от 2,75 млн. За промтоварный фургон Canter TF дилеры просят около трех миллионов, за «изотерму» — 3,2 млн.
Всего в нынешнем году «ДК РУС» планирует собрать 978 Кантеров и реализовать 1350: в прошлом году было собрано больше (для создания запаса машин Евро-4), а вот продано меньше. Конечно, рынок среднетоннажников у нас очень специфический: ни одна иномарка не способна даже близко подойти по объему реализации к недорогому Газону Next (только за полгода почти 2700 экземпляров). Так что задача представителей Fuso — биться с главными конкурентами Hyundai и Isuzu, которые пока продают больше.