Челнокобусы: как автобусы работают ещё и грузовиками
Среди автобусов есть особая и редкая категория — полугрузовые. В США существует термин bruck (от bus + truck, «автобус + грузовик»), в Норвегии — kombibuss, в Швеции — godsbuss или, по наименованию компании, Bussgods (gods — «товары»). Мы бы назвали эти гибриды грузобусами или фургонобусами, а применительно к российским условиям — челнокобусами! И вот почему.
Недавно знакомые попросили меня съездить на Газели в торгово-ярмарочный комплекс «Москва», что в Люблине, — забрать присланный груз. Этот ТЯК «Москва» — прямо-таки наследник Черкизона, как называли снесенный вещевой рынок на метро Черкизовская: гастарбайтеры с гигантскими сумками и коробками на тележках, шеренги грузовиков и фургончиков, даже с тюками, навьюченными на крышу... Меня поразили автобусы, превращенные в подобие фур. На площадке разгружали коробки и тюки из потрепанного автобуса Van Hool на шасси Volvo — с табличкой «Пятигорск» и заклеенными изнутри окнами, а рядом стоял двухэтажный Neoplan из Кабардино-Балкарии с самодельным грузовым прицепом. Желание приспособить автобусы для перевозки товара понятно: заодно можно перевезти и людей, а если машина остается в автобусной категории D, то не надо платить за проезд по федеральным трассам в системе Платон, взвешиваться на весовых станциях, да и транспортная инспекция может не остановить автобус для проверки.
Есть даже монстры, которые были замечены на том же ТЯК «Москва», — древние «гармошки» Van Hool/Volvo, где передняя секция застекленная (но там тоже перевозят товар), а задняя — чисто грузовая. К этим машинам мы еще вернемся, а пока расскажем, откуда взялись полугрузовые автобусы.
