Карьерные гонки: что случилось на презентации грузовых шин Continental

Фото: компания Continental | Максим Чернявский

Масштабная презентация шин для грузовой и строительной техники — нечастое явление. Но, отправляясь в испанскую Малагу на знакомство с новыми покрышками Continental, я даже не предполагал, что увижу... как переворачивается гоночный КАМАЗ!

Как говорится, ничто не предвещало: журналисты собрались на трибунах перед карьерной дорогой с поворотом и небольшим трамплином, где должна была проходить демонстрационная программа. Сперва проехала здоровенная поливалка марки Caterpillar.

А затем из-за поворота, взревев тысячесильным дизелем, выскочил наш гоночный КАМАЗ с Айратом Мардеевым за рулем — причем, как выяснилось позже, справа сидел один из топ-менеджеров компании Continental. Айрат лихо поставил машину поперек дороги, но та внезапно замерла в этом положении, постояла секунду, которая показалась очень длинной, — и затем аккуратненько грохнулась на бок.

Европейская публика обмерла. Никто из двух сотен гостей не проронил ни звука — и лишь когда седоки вылезли из кабины, словно из люка, все зааплодировали. Конечно, на гонках случаются и куда более серьезные падения, однако скажу честно: я был на двух Дакарах и на нескольких ралли-рейдах «Шелковый путь», не считая остальных гонок, — но на моих глазах спортивный грузовик перевернулся впервые. Похоже, это произошло как раз по вине поливалки: она смочила только верхний слой грунта на склоне, который сдвинулся под колесами.

Машину подняли экскаватором

КАМАЗ был обут, естественно, в шины Conti — на них ­команда гоняется второй год, выигрывая Дакар. Прежде на этих грузовиках стояли покрышки Michelin, но партнеры команды время от времени меняются. Похоже, спортивные Conti и впрямь хороши: цепляются так, что аж машина переворачивается!

Что же касается новых покрышек, ради которых и было затеяно мероприятие, то они предназначены для самого тяжелого грузового направления — строительства. Особенность таких шин кроется в их противоречивых качествах. С одной стороны, они должны быть максимально прочными и устойчивыми к езде по камням и гравию, с другой — обязаны обеспечивать экономичность, поскольку многие строительные грузовики ездят и по обычным дорогам.

В разрезе хорошо видна многослойная структура брекера

Понятно, что сотрудники разбросанных по всему миру исследовательских центров, которыми владеет Continental, не зря едят свой хлеб. Химичат над составами, корпят над конструкцией, думают об облегчении и одновременном упрочнении корда. Вот только как рассказать о результатах? Ведь, кроме таких же профессионалов, никто толком не сможет понять, добавка чего именно повлияла на качество и какой новый процесс улучшил показатели. Мало того, и говорить-то обо всем открыто нельзя: промышленный шпионаж никуда не делся, и многочисленные китайские заводы просто мечтают разузнать о новых технологиях.

В результате создатели вынуждены обходиться общими словами об «инновационном дизайне протектора и высокотехнологичном составе», которые обеспечивают — ну разумеется — эластичность, долговечность, сцепление и прочность. Прямо как в анекдоте про грузинское доказательство теоремы Пифагора: «Мамой клянусь, дорогой!»

Рисунки протектора шин CrossTrac для «обычных» строительных грузовиков (слева направо): для колес управляемой оси, ведущей оси и осей полуприцепа

Итак, новые покрышки для обычных грузовиков называются ContiTrac и будут доступны в трех основных размерах: 385/65 R22,5, 315/80 R22,5 и 13.00 R22,5.

А для шарнирно-сочлененных «крокодилов», погрузчиков и карьерных самосвалов предназначена серия ContiEarth с большими посадочными диаметрами, причем для «крокодилов» она доступна как в обычной версии, так и в исполнении с повышенной стойкостью к порезам.

На демонстрационном треке — самосвал Caterpillar 770G с грузоподъемностью около 40 т, обутый в новые карьерные шины ContiEarth

Кроме того, для новых шин предусмотрена целая программа восстановления — холодного и горячего. Первая технология доступна не только на собственных заводах, но и в мастерских партнеров, и такие покрышки получают маркировку ContiRe. А шины после горячего восстановления зовутся ContiTread и снабжаются фирменной гарантией.

«Шиноносителями» на презентации выступали грузовики разных марок

Однако и это еще не все. Как и у прочих мировых шинных грандов, у Conti есть своя цифровая технология контроля за давлением в покрышках. Согласно исследованиям компании, почти треть шин у грузовиков недокачана. А это не только повышает расход топлива, но и сокращает срок службы. Так, если шина недокачана на 10%, срок ее службы сокращается на 20%, а если на 20% — на все 30%! А стоят фирменные шины для карьерных самосвалов около 300 тысяч рублей за штуку...

Система контроля за давлением включает в себя установленные на шинном заводе датчики: они постоянно замеряют температуру и давление воздуха внутри покрышки и передают данные на дисплей машины. Эта же информация может быть передана на сервер или веб-портал, позволяющие отслеживать весь автопарк.

На дисплей в кабине выводятся показания температуры и давления в шинах

Конечно, учитывая, что стоимость подобной системы около двухсот тысяч ­рублей для одной единицы карьерной техники, вряд ли она станет очень популярна у небольших перевозчиков. А вот крупные фирмы и добывающие компании успешно применяют ее по всему миру уже пять лет. Кстати, КАМАЗ-Мастер уже опробовал эту систему в действии — на гонках она очень полезна.

Если все пойдет по плану, в следующем сезоне КАМАЗ-Мастер будет «летать» на шинах Continental

Кстати, показательное выступление гоночного КАМАЗа состоялось, только позже. Айрат Мардеев решил реабилитироваться и выдал явно больше, чем планировалось в исходной программе: носился и прыгал так, что пыль с камнями долетала до задних рядов трибун. ­Еврозрители были довольны!

Рекомендованные статьи