Голландские автобусы VDL второй раз подряд побеждают в международном конкурсе «Coach/bus of the Year»
Голландские автобусы VDL второй раз подряд побеждают в международном конкурсе «Coach/bus of the Year» («Туристический/городской автобус года»). Победителем 2011 года стал городской Сitea (АР №22, 2010), а 2012 года — туристический лайнер Futura. В жюри конкурса входят «автобусные» журналисты разных стран, но представителей из России и СНГ в нем нет, поскольку подавляющее большинство новых моделей из Европы у нас не продается. Вот и автобусы VDL проехали мимо.
Междугородным автобусным перевозчикам наверняка знаком лайнер VDL Futura с характерным округлым передком. Он выпускается уже 28 лет! И будет выпускаться дальше — уже как Futura Classic.
А параллельно с ним голландцы освоили выпуск новой модели — с тем же названием Futura, но с другими кузовом и дизайном. Правда, боковые стекла остались прежними, багажные отсеки — тоже. Но смотрится автобус совершенно иначе: вот что значит грамотная работа дизайнеров!
Двигатель, разумеется, голландский — DAF MX мощностью 410 л.с., коробка передач (тоже с дафовским джойстиком), ретардер и ходовая часть — ZF, а в серийную комплектацию входит система ESP. Еще стоит упомянуть совершенно ровный пол в салоне, без «канавы» посредине: это удобнее пассажирам, упрощает конструкцию, облегчает уборку салона, и, наконец, позволяет расположить кресла так, как вздумается заказчику.
Были и другие кандидаты на звание «Туристического автобуса 2012 года»: все они собрались в Норвегии. Из Германии прибыла классическая Setra S416 (она продается и у нас) и Vizeon C13 (новоявленная фирма Vizeon «отпочковалась» от бывшего Неоплана). Из Швеции — Volvo 9500 и Scania Touring с китайским кузовом Higer. Еще в сравнении участвовал Irizar со знакомым кузовом (у нас одно время продавались такие автобусы на шасси Скании) и точно таким же силовым агрегатом, как у VDL!
Правда, подбор моделей нас удивляет, причем уже не в первый раз. Разве можно сравнивать почти 14-метровую трехосную Сканию с двухосными конкурентами — более короткими и намного более легкими? Как бы то ни было, победила именно Futura — по комфорту в салоне и по соотношению «цена—качество»: модель стоит в Евросоюзе всего 250 тысяч евро.
Правда, по нашему мнению, до звания «Автобус года» Futura все же не дотягивает. На прошлогодней выставке IAA, где стоял этот автобус, нас не впечатлило водительское место — с дешевым пластиком, неприкрытыми саморезами и «лишним» электроразъемом, который свисал из-под панели. К тому же багажники здесь — самые маленькие среди конкурентов (всего 8,3 кубометра против 11,8 кубометра у Сетры). А коллеги из немецкого журнала Lasauto Omnibus, испытав модель, выяснили, что коробка передач работает негармонично, ретардер — недостаточно мощно, передняя подвеска «бодается» и шумит, аэродинамические шумы тоже достаточно сильны. И комплектация не самая богатая: нет ни «видеоглаза», следящего за пересечением разметки, ни адаптивного круиз-контроля (он сбавляет скорость при виде более медленного автомобиля). А вот для той же Сетры все это предлагается!
Впрочем, для нас все это не актуально: сама фирма VDL никогда не продавала свои автобусы в России, а башкирский НефАЗ хоть и сотрудничает с этой маркой, но не занимается продвижением продукции из Голландии. Да и есть ли смысл ее продвигать, если за первую половину нынешнего года в России продано чуть больше 130 новых автобусов европейских марок, 115 из которых поставил MAN?