Грузовое обозрение: тенденции выставки IAA 2022 в Ганновере
На этой неделе в Ганновере прошла традиционная грузовая выставка Европы, IAA 2022. И как всегда, она показала основные грузовые тренды ближайшего будущего. В этом году их можно обозначить одним словом — «неопределенность». Она выражалась и в необычном отсутствии части игроков. В некогда обильном классе малотоннажников, к примеру, в этом году не приняли участия Citroen и Peugeot, Fiat и Toyota. И даже мировой лидер, Mercedes, ограничился лишь тяжелым классом. Причем гранды резко сузили линейку выставленных продуктов: тот же Mercedes не привез дочерние марки Freightliner, Western Star и Bharat, а Traton — бразильский Volkswagen. И уж вовсе неслыханное дело: на европейском смотре вообще не было стенда Renault Trucks.
Учитывая современные тренды, европейские фирмы перестают вкладываться в традиционные технологии. В результате практически никаких новинок у «большой шестерки» не было — за исключением развозной и строительной серий DAF XD/XDC: фактически это старый добрый DAF CF, только с новой кабиной в стиле старшей серии XG.
Остальные ограничиваются легкой модернизацией своих флагманских моделей и их компонентов. MAN проапгрейдил дизельный двигатель D26 — он прибавил в мощности 10 л.с. и в моменте 50 Нм. Конечно, объявлено об улучшении топливной экономичности — на целых 4%. Ровно такую же цифру приводят и мерседесовцы, которые модернизировали свой дизель ОМ471. Теперь он оснащается новым турбокомпрессором с оптимизированным расходом топлива и усовершенствованной системой нейтрализации выхлопа.
У IVECO — своя спецверсия со старым именем Turbostar
Как всегда, не обошлось и без спецверсий дизельных грузовиков. Мерседесовский Actros по имени Edition 3 отличается навороченным интерьером: приборная панель и дверные ручки обтянуты кожей наппа, пластиковые детали имитируют углеродное волокно. Верхняя койка в ширину увеличена до 90 см и изначально снабжена постельным бельем (!). Ну и конечно, спецверсия отличается изобилием хромированных деталей и эмблем с подсветкой. Версия 3 доступна для всех тягачей Actros L с кабинами BigSpace и GigaSpace. Подобная спецверсия по имени Lion S есть и у МАНа. Отдельно отмечается, что в спецкомплектацию входят встроенные кофеварка и микроволновка — но вряд ли это сможет сильно удивить европейских дальнобойщиков.
Все последние выставки IAA показывали актуальное направление развития грузовиков. В 2014 году на стендах сверкали дизель-электрические гибриды, в 2016-м демонстрировались газовые версии машин, в 2018-м всюду царили водородные прототипы. Конечно, традиция не прервалась и в этом сезоне. Главная тема — приставка «Е» к названию модели. Речь, само собой, идет об электрогрузовиках. Вся «большая шестерка» и практически все прочие привезли свои версии грузовиков будущего. Собственно, ничего особо нового в них нет, равно как и эпохальных прорывов в технологиях.
Водородный Paul на агрегатах Mercedes Atego
Так, помимо электроверсий Atego, Econic и Actros, Mercedes анонсировал новейший тягач eActros Long Haul, который пойдет в серию в следующем году. Как же так, ведь концерн уже неоднократно заявлял о серийном производстве электро-Актросов? Дело в том, что две серийные модели eActros 300 и eActros 400 являются развозными машинами (а в названиях, видимо, указан запас хода). А новинка рассчитана на условный «дальний бой», потому что создатели заявляют, что запас хода «может достигать пятисот километров». Такие же данные приводит и DAF в своем релизе о XD и XF Electric. У прототипа Ford e-Cargo данные скромнее, до 300 км пробега, а новейшая электро-Scania R45 может проехать до 350 км, зато при 64 тоннах полной массы автопоезда.
А небезызвестная Nikola заявила, что запас хода ее бета-версии Nikola Tre «лучший в своем классе» и достигает 530 км. Неожиданно ярко выступил MAN: на пресс-конференции прозвучало, что у электрического тягача e-TGX дневной пробег может достичь 800 километров! Но никакого технического прорыва тут нет, это чистая PR-уловка. Дело в том, что тягач, как и его конкуренты, оснащен системой быстрой зарядки: от 20% до 80% заряда за 45 минут. Так что за время обеденного перерыва (при наличии свободной розетки быстрого заряда), можно увеличить пробег.
Интересно, что почти у всех электромашин европейских грандов есть альтернативные конкуренты. На агрегатах МАНа строит свои модели QHM BEV стартап Quantron. Не нравится электрический Mercedes — есть его аналог Paul, а вместо ДАФа — электро-GINAF.
Не забыта и водородная тема. Особенно активна в ней все та же Nikola (на американском рынке), Mercedes, Quantron и Volvo. Шведы сейчас проводят тестовые испытания водородных FH, и вот у них запас хода впечатляет — до 1000 километров, что уже сравнимо с дизельными грузовиками. Впрочем, до запуска в серию еще несколько лет.
Традиционно на IAA привозят и классические грузовики разных лет
Да и с электрическими грузовиками все не так однозначно. К примеру, по данным той же компании Volvo, сейчас в эксплуатации находится 2600 электрогрузовиков этой марки — капля в море. А к 2030 году, по заявлению ее главы, 50% выпуска будет приходиться на электрические версии. Но что за это время может произойти, предсказать невозможно.