Грядет утилизационный удар по рынку грузовиков

Фото: Максим Чернявский

С первого января по старинной российской традиции грузовой рынок ожидает новое повышение цен. На сей раз оно будет связано с увеличением ставок утилизационного сбора, который был введен еще в 2013 году. На этот счет правительство вынесло специальное постановление.

Утилизационный сбор касается всех транспортных средств, «на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт», независимо от страны изготовления или ввоза, в том числе и при ввозе из страны Евразийского экономического союза. Если у машины нет документов, подтверждающих год выпуска, он устанавливается по VIN-номеру, год выпуска исчисляется с 1 июля. В таблицах ниже мы приводим новые утилизационные ставки для грузовиков, прицепов и автобусов.

Грузовики полной массой, т Сумма утилизационного сбора на новые транспортные средства, руб Сумма утилизационного сбора на транспортные средства старше трех лет, руб
Меньше 2,5 167 850 189 000
2,5—3,5 300 000 432 000
3,5—5 300 000 456 000
5—8 313 500 786 000
8—12 438 000 1 192 500
12—20 496 500 1 735 500
Седельные тягачи, 12—20 850 500 3 459 500
Седельные тягачи, 20—50 1 002 000 2 035 500
Самосвалы, 12—20 418 500 1 735 500
Самосвалы, 20—50 945 000 2 035 500
Прицепы и полуприцепы допустимой массой более 10 96 000 1 207 500

Австобусы с рабочим объемом двигателя, см³ Сумма утилизационного сбора на новые транспортные средства, руб Сумма утилизационного сбора на транспортные средства старше трех лет, руб
Меньше 2500 214 500 217 500
2500—5000 342 000 517 500
5000—10000 591 000 759 000
Больше 10000 990 000 1 558 500

Из расчетов понятно, что тонкий ручеек грузовой «бэушки» с января пересохнет совсем. Штучно ввозить будут только уникальную технику, в которой главное — надстройка, а не само шасси (допустим, мобильный рентгеновский аппарат или нефтяную вышку). Кроме того, заметна попытка изменить рынок по сегментам: к примеру, наблюдается явная нелюбовь правительства к среднетоннажным тягачам.

Постановление не делит рынок по маркам и производителям, но на деле субсидии у всех разные — в зависимости от условий и обстоятельств. Но понятно, что КАМАЗ (и, возможно, Урал) выиграют больше, Volvo и Scania — меньше. Хуже всех придется тем, у кого в России вообще нет завода, пусть и «отверточного», к примеру компании DAF.

Учитывая и без того тяжелые условия на грузовом и пассажирском рынках, не приведет ли это постановление к очередному тяжелому кризису? И не придется ли его срочно отменять?

Рекомендованные статьи