Икапсула времени: экспресс-ретротест автобуса Ikarus-255 с необычной судьбой
Дизель Raba пофыркивает выхлопом Евро-0, а я вновь чувствую себя учеником, который сдает автобусный экзамен на площадке. Медленно еду по автобазе, разворачиваюсь задним ходом, нащупывая передачи длинным рычагом, — и аккуратно загоняю Ikarus в ворота малярного цеха для перекраски.
До этого я рулил междугородним Икарусом только однажды, в 2001 году. Тогда по всей стране на Икарусы ставили отечественные двигатели взамен родных венгерских, изношенных до предела: кто-то приспосабливал дизели ЯМЗ от МАЗов и КрАЗов, кто-то даже пытался устанавливать танковые моторы из Барнаула... А челнинская фирма Кора смонтировала камазовский силовой агрегат, благо КАМАЗ был под боком. Чтобы громоздкий дизель V8 поместился в мотоотсеке, пришлось распилить раму и соорудить большой кожух в салоне, а передачи переключались ужасно: я еле мог нашарить их. Но на безрыбье и такой автобус годился.
У этого Икаруса с передачами явно лучше, хотя «кочерга» и длинные тяги, идущие к корме, — еще то сочетание. Схема переключения — примерно как у ЛАЗа-695Н, «наоборот»: первая направо и к себе, вторая по центру от себя и так далее.
Двигатель, как и другие агрегаты, остался родным: в корме стоит 140-сильная горизонтальная «шестерка» Raba-MAN. А главное, сохранился оригинальный салон, хотя данный экземпляр выпущен еще в 1977 году. Да это просто капсула — точнее, Икапсула — времени! Но разве бывает, чтобы автобус, которому почти полвека, так сохранился? Дело в том, что немалую часть своей жизни он в прямом смысле слова не выезжал из гаража. Рассказывают, что некий союзный министр приехал со свитой в Мурманск, а ему подали пазик. Министр был вне себя, и для его следующих визитов привезли этот Ikarus — якобы забрав прямо из экспозиции на московской ВДНХ. О том, что автобус выставочный, говорит необычная светло-бежевая обивка кресел и выштамповка Ikarus на руле, которая редко встречается.
Позже автобус работал в мурманском порту, развозил сотрудников ГЭС и вот теперь добрался до Санкт-Петербурга своим ходом и даже без поломок.
В коллекции питерской ретроавтобусной мафии уже есть десяток туристических Икарусов двухсотой серии: два из них я сфотографировал на площадке музея «Центр истории автотранспорта Ленинграда». Один, 12-метровый Ikarus-250, — настоящий «тяжелый люкс». Под окнами надписи Sovtransavto, поверх фар — самодельные откидные «очки» из цветного плексигласа (их ставили не только для красоты, но и чтобы импортные фары не побились камнями), на передней стойке — трогательный наружный термометр. Рядом стоит более короткий, 11-метровый Ikarus-256.