Косолапые: экспресс-тест грузовиков Tatra и их история

Чешская Tatra прекратила выпуск легендарной модели 815: мы не только вспомнили ее историю, но и при помощи дилера АльянсТракГрупп устроили экспресс-тест Татр трех поколений — самосвала T 815-2, которому почти 20 лет, рестайлингового тягача Terr№1 и новенького тягача Phoenix с дафовскими кабиной и двигателем!
Двадцать восьмого февраля нынешнего года с конвейера завода Tatra в городке Копршивнице сошла последняя Tatra 815. Выпуск модели продолжался больше сорока лет, и за это время сделано ровно 158 065 экземпляров. Но, как бывает с автомобильными событиями, в этой истории не все однозначно: ведь последние пять шасси Tatra 815 для нашей страны были выпущены еще в 2018-м, и в 2021-м я видел их с самосвальными кузовами на стоянке того же московского дилера АльянсТракГрупп.
Самая последняя Tatra 815 — пожарная с двухрядной кабиной
Дело в том, что после этого «восемьсот пятнадцатые» если и производились, то лишь в очень специальных исполнениях. Прежде всего, родной дизель воздушного охлаждения было невозможно довести до норм Евро-6. Кстати, его ресурс до капремонта меньше, чем у аналогов с жидкостным охлаждением, хотя он обладает минимумом электроники и допускает ремонт «в поле на коленке».
Это последние экземпляры в нашей стране! Кузова — российские Автомастер, шасси выпущены еще в 2018 году
Рынок нашей страны с 2022 года оказался закрыт, Евросоюзу модель была не нужна. Поэтому немногими покупателями в Европе оставались военные или пожарные, у которых есть послабления по экологии (это связано с тем, что в чрезвычайных ситуациях двигатели могут работать на менее качественном топливе). Так что последние Татры 815 предназначались как раз для пожарных, и на этом история легендарной — и последней полностью оригинальной массовой гражданской Татры — завершилась. Правда, как будет упомянуто в конце статьи, в гамме осталась модель Т 815-7, но она совсем другая и с угловатой кабиной...
Один взгляд назад
Рассказ об истории грузовых Татр, тем более в нашей стране, может занять целую книгу: в ней будут и совсем древние грузовики из сороковых Т 111 (один из них стоит на постаменте в Сусумане), и круглоносые самосвалы T 138, и их наследники, невероятно популярные у нас T 148.
Раньше говорили: «Магирусы построили БАМ, а Татры — Север». А еще что «Сибирь осваивали три Т — татары, тракторы и Татры». Водители особенно уважали дизели с воздушным охлаждением, которые были и у Магирусов, и у Татр: в морозы не надо было сливать воду (с антифризом тогда было туго) и опасаться разморозить блок цилиндров.