Стальной хребет: как сегодня работают старые Татры Т815
Эти грузовики — с проходимостью гусеничной техники. Они могут двигаться даже без одного переднего колеса. Перегруз им страшен меньше, чем конкурентам. А число осей, в зависимости от исполнения, может достигать восьми! Все это знаменитая Tatra 815 — пара таких самосвалов еще вовсю работает под Санкт-Петербургом, и я познакомился с ними.
Хребтовой раме-трубе, которой славятся Татры, в следующем году исполнится сто лет. Могучий «хребет» из рессорной стали, к которому сверху крепят двигатель и коробку передач, позволяет устанавливать разрезные мосты с независимой подвеской — это дает огромный диапазон перемещения колес по вертикали и, как следствие, высочайшую проходимость. В свою очередь, великолепные прочность и жесткость трубы на кручение позволяют облегчить надстройку и надрамник, а также грузить машину с изрядным запасом. Вдобавок хребтовая рама защищает автомобиль снизу: повредить картер двигателя, коробку передач или кардан, наехав на валун, попросту невозможно. Из-за всего этого Татры в карьерах напрямую конкурируют с сочлененными самосвалами! А еще рама-труба позволяет делать практически любые колесные базы и количество ведущих мостов: колесные формулы — от 4х4 до 14х14 и 16х8.
Оригинальны и собственные двигатели воздушного охлаждения (которые уже не выпускаются, поскольку не отвечают нынешним нормам Евро-6). Чехи — единственные в мире, кому удалось создать дизели Евро-5 без всякой электроники, с механическим ТНВД! И головки блока тут выполнены раздельными, для лучшей ремонтопригодности.