Автобус Mercedes Citaro нового поколения: в чем отличия от предшественника?
Умеют же европейцы обставить появление новой модели! Пускай ее смогут отличить от предыдущей только специалисты и знатоки, но вот окутанный тканью силуэт в павильоне завода автобусов Mercedes в немецком Мангейме, где собрались две сотни журналистов со всей Европы, залихватский видеоролик — и появляется ощущение, что присутствуешь на эпохальном событии.
Так выглядело появление на свет автобуса Mercedes Citaro второго поколения. Первое появилось в 1998 году, и с тех пор выпущено больше 31 тысячи экземпляров. Для сравнения: самый массовый российский аналог ЛиАЗ-5256 начал выпускаться на десять лет раньше, но общий объем его производства — почти в два раза меньше.
Citaro работают почти во всех столицах Европы, да еще в самых разных исполнениях, включая газовые и гибридные. Они есть в Японии, Австралии, Мексике, Сингапуре, Арабских Эмиратах... Citaro даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный санитарный автобус в мире: в Дубае несет службу 20-метровая «гармошка». Предваряя вопросы, скажем, что в России новые Citaro никогда не продавались и даже не проходили сертификацию. Очень уж они дороги!
Представляя Citaro-2, глава подразделения Daimler Trucks and Buses Андреас Реншлер произносил традиционные заклинания: «лучший в Европе», «невиданные стандарты в экономии, безопасности, комфорте и дизайне». И это близко к истине: похоже, мерседесовцы решили собрать воедино все передовые решения в данной области. Причем каждое из них само по себе вроде бы незначительно, а вот все вместе они превращают обычную машину в шедевр автобусостроения.
Несмотря на то что издалека Citaro-1 и Citaro-2 очень похожи, кузов, включая каркас, — совершенно новый. Формы слегка закруглены, чтобы уйти от образа «сундука на колесах», фары заузились. А габариты слегка увеличились: если прежний Citaro-одиночка чуть-чуть не дотягивал по длине до отметки в 12 м, то новый перевалил за нее на 10,5 см. В «аптекарских дозах» снизился и вес: например, крыша стала легче на 27 кг, а толщина стекол уменьшилась с 4 до 3,15 мм.
Водительское место приподнято на 6 см и, по словам Реншлера, сделано так, «чтобы водителю не хотелось его покидать». Органы управления перекомпонованы, водительская дверка открывается не внутрь, а наружу.
А во главе угла, разумеется, — безопасность. Тут и каркас, отвечающий перспективным европейским нормам безопасности ECE R66/01 (они вступят в силу в 2017 году!), и масса электроники, включая систему стабилизации ESP (которая впервые серийно устанавливается на городской автобус), и наружное освещение — от светодиодных огней до заказных биксеноновых фар. А вот агрегатная база, как ни странно, не революционна: про двигатели Euro 6 пока и речи не идет, а на выбор предлагаются горизонтальные и вертикальные моторы, отвечающие нормам Euro 5 или EEV, в паре с «автоматами» Voith DIWA или ZF Ecolife.
Рассказать про поведение машины с точки зрения пассажира не могу ровным счетом ничего: зашел в салон с низким полом, сел и поехал — тихо и плавно. А пока я катился в новом Citaro по улицам Мангейма, разглядывая интерьер с идеально подогнанными деталями, в голову пришла невеселая мысль.
Можете представить себе нечто подобное в отечественном автобусостроении? Скажем, заявление о том, что на смену автобусу ЛиАЗ-5256 приходит совершенно новый? И не потому, что за четверть века штампы полностью износились, а просто так. Устарел, мол, и надоел. Пора начать выпуск полностью новой модели. Не верится? Мне тоже.
Потому-то Mercedes и лидер в производстве городских автобусов. Noblеsse oblige — «положение обязывает». Даже несмотря на то, что предыдущий Citaro еще очень популярен и, с нашей точки зрения, нисколько не устарел. Так что обе модели, старая и новая, будут выпускаться параллельно — так же, как это сейчас происходит с тягачами Mercedes Actros. Видимо, предыдущий Citaro будет предназначаться для городов поскромнее, а новейший и, разумеется, более дорогой — для богатых столиц Европы или, скажем, Эмиратов.
Впрочем, для нас ни та ни другая модель не актуальна. Повторим, что новые Citaro в России никогда не продавались и продаваться, увы, не будут. Потому что даже одиночный автобус нового поколения, по нашим расчетам, обойдется с растаможкой и НДС (только не падайте) почти в 400 тысяч евро. Пожалуй, проще дождаться обновления ЛиАЗа...