Монокубок: знакомимся с автобусами Группы ГАЗ

Фото: Федор Лапшин

Узнав, что Группа ГАЗ устраивает для журналистов и клиентов знакомство с автобусами на Нижегородском гоночном кольце, коллеги рассмеялись: «Это же монокубок!» Конечно, не совсем, поскольку разные и ­­­­заводы­-­изготовители, и их модели. А что нового?

Только приехал на Нижегородское кольцо, смотрю — пазовцы не могут завести новенький школьный Вектор Next, стоящий на демонстрационной площадке. Пробуют и тот, и этот ключ из огромной связки — ­безуспешно. Разобрали кожух колонки, сняли замок и замкнули провода напрямую... В конце концов оказалось, что нужный ключ куда-то задевали.

Наблюдаю я за процессом, а суровые павловские мужики и говорят:

— Ты из какой газеты?

— Авторевю, — отвечаю.

— Это ты про Архангельск писал?

— Я.

— Так вот из-за кого у нас конвейер тогда остановили и модель с производства сняли!

Да уж, не забывается такое никогда: в АР №1, 2009 я рассказывал «Страшную поморскую сказку» про то, как архангельский перевозчик взял в лизинг несколько пазиков новой на тот момент модели 3204, а они за год эксплуатации  развалились. В документах так и было написано: «полное разрушение».

С тех пор прошло восемь лет — сколько воды утекло! Ту модель переделали и успешно выпускают, а холдинг «Русские Автобусы», куда входят заводы, получил второе название — дивизион «Автобусы» Группы ГАЗ.

За эти годы газовцы лишились одного из заводов, подмосковного ­ГолАЗа: он мучился-мучился, пытаясь выпускать разные модели, а закончилось все крупной партией автобусов Вояж на шасси Scania, построенных к Олимпиаде в Сочи. Их качество оказалось таким, что сразу после выхода с завода машины отправили на переделку и доработку! В итоге ­ГолАЗ закрыли, а производство Вояжей и Круизов на сканиевских шасси передали ЛиАЗу.

Угловатый ГолАЗ Вояж (слева) на шасси Scania теперь переименован в ЛиАЗ Вояж.
Курсор (в центре) в «евроисполнении»: этот экземпляр был показан на выставке IAA-2016 в Ганновере.
Школьный Вектор Next (справа) может перевозить 25 детей на сиденьях с четырехточечными ремнями

Сейчас у дивизиона «Автобусы» три завода: ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ, — и все они вместе по итогам восьми месяцев нынешнего года (данные агентства Автостат) держат аж 78% российского автобусного рынка. Практически монополисты, если учесть, что поставка импортных автобусов для муниципальных и государственных нужд у нас запрещена.

Правда, КАвЗ за эти же восемь месяцев продал лишь 173 автобуса (по сравнению с тем же периодом прошлого года — падение на 11%). Эх, зря в свое время убили дешевые и массовые капотные кавзики!

Зато пазики расходятся как горячие пирожки: за восемь месяцев продано более 4300 экземпляров (рост на 28%).

А ЛиАЗ с большими городскими автобусами плотно сидит на муниципальных заказах: продано около 1100 машин, на 8% больше прошлогоднего.

Недавно к полноразмерным, 12-метровым ЛиАЗам прибавилась и «укороченная», а по сути — полностью новая модель Kursor длиной 9,5 м. С нее и начнем.

Курсор

Впервые его показали два года назад: это первый автобус, созданный Группой ГАЗ в рамках унификации модельного ряда. На носу — газовская эмблема с оленем (в перспективе газовцы хотят стереть границы между своими автобусными заводами), фары — от Газона Next, двигатель — ЯМЗ-534.

У лиазовского Курсора — большая эмблема ГАЗа и фары от Газона Next. Выражение лица, конечно, специфическое!

По нашей информации, на сегодняшний день бегает уже больше тысячи Курсоров: 511 принадлежат подмосковному Мострансавто, 369 — столичному Мосгортрансу, есть они в Волгограде, Липецке, Ханты-Мансийске, Красноярске и даже Алма-Ате.

Низкопольный Курсор с индексом LF

Но низкопольный Курсор с индексом LF недешев, около семи миллионов рублей. Поэтому сейчас появилась упрощенная версия LE «для региональных рынков» — с низким полом только в передней части салона и на китайских мостах HanDe Axle вместо немецких портальных ZF. Как заявлено, цена снизилась на 20% (то есть примерно до 5,6 млн рублей) — такую машину лиазовцы и выкатили на кольцо.

Конечно, салон получился компромиссным: в задней части — четыре ступеньки, пассажиры последнего ряда сидят на узкой «галерке». Да и водительское место — с компромиссами!

Салон Курсора в новом полунизкопольном варианте LE

Поскольку я сейчас обучаюсь на водителя автобуса в комбинате Мосгортранса, то привык рулить по столице полноразмерными ЛиАЗами-5292 с их большой баранкой и традиционной передней панелью.

Рабочее место водителя низкопольного Курсора

У низкопольных Курсоров, которые до этого демонстрировались на выставках (один из них был показан и на мероприятии), такой же руль, да еще регулирующийся вместе с панелью. А у Курсора LF...

У полунизкопольного Курсора руль — от пазика, на передней панели нет клавиш коробки-«автомата»

Словно и не ЛиАЗ это вовсе! Руль гораздо меньше, от пазика, панель (естественно, нерегулируемая) простая и поднята выше, что немного мешает обзорности вперед. И где кнопки управления «автоматом» Allison? Нету: похоже, аллисоновский пульт просто не поместился в панели.

Селектор «автомата» Allison расположен неудобно и привинчен неаккуратно. На панели есть большие нефиксируемые кнопки управления дверьми

А вместо него — селектор у водительского сиденья. Он закреплен в консоли неаккуратно и буквально прижат к сидушке, а при переключениях приходилось опускать взгляд, чтобы не ошибиться.

Зато кнопки открывания-закрывания дверей хороши: большие, красные, с подсветкой. Точно не промахнешься! Но почему их две? Потому что дверей у этого ЛиАЗа тоже две, а не три: за счет этого число сидений увеличилось с 18 до 27.

Курсор грамотно рулится и уверенно едет, только двигатель уж очень хорошо слышно. Когда машина идет «внатяг», на руле даже появляются вибрации от мотора — и это при заднем его расположении! Еще здесь типично лиазовские тормоза, но к ним я уже привык по 12-метровым моделям: педаль большая и тугая, рабочий ход короткий, и тормозная система «хватает» резко.

Серийный выпуск полунизкопольных Курсоров должен вот-вот начаться, а тем временем лиазовцы сообщили, что похожим образом упростили и большой низкопольный ЛиАЗ-5292: его тоже «пересадили» на китайские мосты HanDe Axle. Такой вариант считается low cost, «низкобюджетным», — в отличие от «столичного» исполнения с рестайлингом и на мостах ZF.

Вектор Next

Этот «новый пазик» — газовский продукт на все сто, поскольку базируется на готовом шасси Газона Next, только с пневмоподвеской сзади. Про эту модель мы уже подробно рассказывали, однако тогда мне удалось лишь немного проехать по площадке.

Вектор Next получился ладным, хотя и с несколько азиатской внешностью

Это и стало причиной ошибки: я написал, что двигатель Вектора Next тихий, но сразу же посыпались возражения от читателей. И они правы!

Поскольку Вектор Next построен на шасси Газона Next, спереди возвышается кожух двигателя

На скорости мотор (тот же ЯМЗ-534, что на Курсоре, только менее мощный, 150-сильный) голосит изрядно — может, ­стоило сделать солиднее шумоизоляцию мотоотсека и его крышки?

Зато водители будут зажигать почем зря. Динамика впечатляет, руль с газелевской баранкой очень информативный, крены в поворотах невелики. Жаль, ходы рычага КП «резиновые» и довольно большие, а при включении задней передачи рычаг касается сиденья. Еще меня насторожили тормоза: замедление показалось не столь эффективным, как я ожидал. Или это после Курсора с его чувствительной педалью?

А в целом — совсем другой пазик. Увы, и по цене: Вектор Next — с простым салоном и сиденьями, обтянутыми серым кожзамом, — стоит примерно три миллиона рублей, в два раза дороже обычного ПАЗа-3205! Отсюда и относительно небольшие продажи: за восемь месяцев — 518 машин.

Вектор Next теперь может оснащаться раскладной аппарелью для инвалидов

Сейчас пазовцы расширяют гамму: созданы школьный автобус и исполнение с пандусом для инвалидов, в перспективе появятся газовая версия и более длинные варианты. Кроме того, Вектор Next уже может быть междугородным с мягкими сиденьями и даже люксовым, с «автоматом» Allison и шикарными кожаными креслами. Ехать здесь будет комфортабельно, но по-прежнему шумно...

КАвЗ-4270 CNG

За этой машиной, которая каталась по треку, журналисты охотились с фотоаппаратами: ее еще мало кто видел, поскольку за восемь месяцев нынешнего года, по данным Автостата, продано лишь восемь экземпляров.

Курганцы подготовили компактный газовый автобус для регионов: длина — 10,2 м, на входе ступенька (и салон в задней части поднят), на крыше — баллоны со сжатым метаном, в корме — двигатель Cummins, коробка — все тот же «автомат» Allison, мосты — марки Dana.

Конечно, по исполнению салона (где пахнет пластиком) и кабины видно, что курганский завод живет небогато: интерьер проще, чем у ЛиАЗов, с перегородками «под дерево» и отбортовкой пола алюминиевыми уголками. Водитель отделен от входа лишь той самой перегородкой, а руль не регулируется ­вообще, что делает микроклимат и эргономику далеко не идеальными.

Салон КАвЗа довольно простой, но просторный

Но панель выполнена лучше, чем у Курсора (переключение передач — кнопками, а рядом встроен монитор видеосистемы), и управляется машина на удивление хорошо — руль даже слегка туговат. Однако двигатель и здесь очень хорошо слышно даже из кабины, а еще в поворотах надо быть аккуратным: баллоны на крыше заставляют машину крениться, словно яхту.

С экономичностью пока не все ясно: в каталоге напечатано, что 665 л газа должно хватить на 475 км пробега, а вот в показанной презентации — что запас равен 662 л и его хватит на 350 км (видимо, последние цифры ближе к истине). В любом случае заводчане уверяют, что машина будет выгодна — еще и потому, что подпадает под госпрограмму субсидирования на газомоторную технику. Если изначальная цена аж 7 млн 340 тысяч ­рублей, то за вычетом субсидии остается 4 млн 540 тысяч. Главное, чтобы метановая заправка рядом с парком была!

* * *

Знаете, что мне напоминает управляющая компания автобусного дивизиона Группы ГАЗ? Штаб вооруженных сил сразу нескольких государств: уж больно различаются и заводы, разбросанные по стране, и их машины. Создавались они в разные годы, разными конструкторскими коллективами, у каждой — свои компоненты, свой дизайн, свое поведение... И привести все это к единому знаменателю, как это уже сделано с грузовиками Группы ГАЗ, не так-то просто. Моделей и модификаций масса (в дилерском прайс-листе я насчитал 75 вариантов), есть проблемы и с их позиционированием (в гамме существуют разные автобусы со схожими характеристиками), и с труднозапоминаемыми цифровыми индексами.

Но курс на унификацию взят правильный — жаль только, если при этом с автобусов исчезнут названия заводов. А еще было бы здорово, если бы все основные серии в перспективе получили имена. Тогда тот же новый КАвЗ носил бы не безликий цифровой индекс, а запоминающееся название — скажем, Тобол (эта река протекает через Курган). Вношу рацпредложение!

Рекомендованные статьи