Neoplan празднует юбилей — с опозданием на год

Фото: Из архивов автора | Федор Лапшин

Странную склонность к условным юбилеям немецких компаний мы отмечали не раз: то Mercedes насчитал «не тот» юбилей для Унимога, то MAN праздновал 250 лет некой кузницы… Вот и снова отличились новостью баварцы: дескать, будем отмечать 85 лет с основания марки Neoplan.

Марка Gottlob Auwärter (так она называлась все время независимого существования) была основана в Штутгарте в июле 1935 года, так что праздновать надо было прошлым летом: в 2021-м ей исполняется уже 86. А первому автобусу с именем Neoplan «всего-то» шестьдесят восемь лет, что тоже на круглую дату непохоже. Однако именно в России есть повод вспомнить историю марки.

А она у фирмы пусть и не рекордно долгая, но весьма впечатляющая. Иначе Neoplan не стал бы «королем дорог», как его именуют в Европе, Азии, а раньше и в Америке. И толстых красивых книг о нем не было бы написано. Впрочем, наш редактор Федор Лапшин уже довольно подробно рассказал об истории машин и людей в своих репортажах из музея и с 75-летнего юбилея (который соответствовал календарю). Поэтому сегодня ограничимся сжатым рассказом о менее известных, но тоже важных моментах истории этих автобусов.

На автобусной выставке 1994 года владелец фирмы Neoplan Конрад Аувертер показывает подвеску собственной разработки и абсолютно ровное днище карбонового Метролайнера

В немалой степени будущий успех фирмы предопределило внимание ее хозяев к комфорту пассажиров. Именно этим руководствовались инженеры компании с давних лет. Так, еще в 1957 году впервые на автобусах установили пневматическую подвеску вместо рессорной. А передняя была еще и независимой, чего тоже ни у кого тогда не было. Кстати, агрегаты в разное время использовались покупные: дизели DAF, Deutz, Mercedes, MAN, Detroit Diesel и даже Hino; коробки передач Voith, ZF, Renk, Allison. А вот мосты и подвески в подавляющем большинстве были собственными до настоящего времени.

Линейка низкопольных аэродромников Neoplan, от первенца до 340-местного Galaxy Lounge

В 1960 году в программе появился первый перронный автобус, и тоже революционный. За счет установки двигателя в переднем свесе, собственного портального заднего моста и переднего привода его удалось сделать низкопольным, добавив удобства пассажирам. Эти идеи позволили Неоплану стать мировым лидером этого сегмента на долгие годы.

Очередная демонстрация прогресса — низкопольный Metroshuttle без заднего свеса и с обеими поворотными осями. Двадцать лет спустя его идеи повторил Mercedes Cito

Позже появлялись и другие инновации в комфорте: индивидуальные воздуховоды для пассажиров в 1961-м, туалет и гардероб у туристского двухэтажника в 1967-м. Через пару лет выпустили модель Cityliner с креслами, установленными выше обычного, а затем еще и с пассажирским кондиционером и двойным остеклением. Появляются новые модели — еще выше, длиннее и роскошнее прежних, что и делает Neoplan ведущим производителем лайнеров туристического сегмента.

Четырехосный двухэтажный сочлененник Jumbocruiser попал в Книгу рекордов Гиннесса

Однако не забыты и городские перевозки: первый низкопольник, да еще с пластиковым кузовом, Neoplan разработал в 1976 году. Как часто случается с новаторами, идея обогнала свое время: эти решения тогда остались невостребованными, но много лет спустя стали популярными.

Неудивительно, что этот 96-местный гигант назывался Megaliner и был очень редким

Сам Neoplan к идее облегченного автобуса вернулся в 1988 году с моделью Metroliner MIC. Кузов изготовили из композитных материалов, что уменьшило массу машины на 40%. Облегчение заодно позволило попробовать альтернативный привод — электрический и даже водородный — задолго до всеобщего тренда.

Автобусы Neoplan бывали и специальными, как этот мобильный пункт управления МЧС

Надо заметить, что Neoplan не только завоевал лидерство на рынке Германии, но и повлиял на автобусостроение других стран. К девяностым годам только в Европе у марки было семь заводов, а глобальная экспансия началось задолго до этого. К примеру, одно из первых совместных предприятий в Китае возникло еще в середине 1980-х. С тех пор там как минимум три компании собирали автобусы официально, а нелегальных копий не сосчитать до сих пор.

А с 1974 года существовало СП в африканской Гане, разработавшее упрощенные городские машины Tropicliner. Они поставлялись во многие соседние страны, их же собирали и в Южной Африке. Почти всю гамму головного концерна производило и СП Iran Khodro — понятно, в какой стране.

В США было сразу два завода: пенсильванский производил городские машины, находившийся в Колорадо — туристические. Польское подразделение, созданное в 1994 году, начало со сборки городских машин, быстро выбилось в лидеры, а затем отпочковалось и поменяло название на знаменитое теперь Solaris Bus & Coach.

Интерьер лайнера Neoplan в пятизвездной комплектации

Наконец, влияние этой марки было заметным и на нашем рынке. В 1992 году только что открывшийся автобусный филиал белорусского МАЗа купил у Неоплана лицензию на городской низкопольник N4014. В результате его переработали в МАЗ-101, который в серию не пошел.

Все из-за портального заднего моста, оказавшегося слишком сложным для тогдашних заводских технологий. Творчески переработав узлы, машину заменили серийным полунизкопольным МАЗ-103. Примечательно, что его сняли с производства как раз теперь, когда MAN вспомнил о юбилее. Всего на МАЗе было сделано около десяти тысяч штук потомков Неоплана, массово продававшихся и в России.

Рекомендованные статьи