Неоригинальные гонки: какие запчасти устанавливают в трак-рейсинге
Речь пойдет о кольцевых гонках грузовиков, которые ежегодно проводятся в Европе? Не совсем! Я побывал в Гамбурге, на фирме Wulf Gaertner Autoparts, которая производит запчасти под торговой маркой Meyle, — их устанавливают в том числе на гоночные тягачи. Заодно поговорим и о «гонках» на рынке запчастей.
Производители автомобилей, в том числе грузовых, призывают: «Устанавливайте только оригинальные запчасти: лишь они обладают гарантированными качеством и надежностью!»
Не так давно к борьбе за использование таких деталей подключился даже КАМАЗ, причем камазовцы действуют жестко: за период с января по июль нынешнего года из числа дилеров КАМАЗа были исключены 19 компаний (включая крупные, из Москвы и Санкт-Петербурга), которые продавали и устанавливали «неоригинал».
Но уж больно заманчивы неоригинальные запчасти: их море, и они, как правило, дешевле. Отправляясь в штаб-квартиру Meyle (эти запчасти — как раз неоригинальные, пускай и с немецкими корнями), я поинтересовался у российских продавцов и работников «грузовых» сервисов: что они думают об этой марке? Оказалось, она у нас малоизвестна, и ее путают с другой, более распространенной, — Mahle.
Неудивительно: на нашу страну приходится всего 4% мирового оборота марки Meyle, при этом грузовые детали в меньшинстве: 2100 наименований из 18500.
Зато в каталоге фирмы есть даже запчасти для таких грузовиков, как Magirus-Deutz, — новых оригинальных деталей для них уже в принципе не существует! Другой пример — любимый нашими дальнобойщиками Mercedes SK, который выпускался в восьмидесятых–девяностых: для него Meyle производит массу компонентов, вплоть до уплотнений головок блока цилиндров. В список «пациентов» попал даже белорусский МАЗ-МАН с мановским мотором (для которого предлагается муфта вентилятора). Есть компоненты и для последних моделей — скажем, воздушный фильтр для тягачей Renault T, о которых рассказывается в этом же выпуске рубрики.
При этом представители компании уверяют, что благодаря наличию собственных лабораторий способны усовершенствовать детали по сравнению с оригинальными. Нам продемонстрировали наконечники поперечных рулевых тяг с увеличенным диаметром головок шарового пальца: они предлагаются для шести ведущих «грузовых» марок (кроме Volvo) и, как уверяют представители Meyle, выносливее «родных». То же касается рычагов передней подвески для малотоннажников Mercedes Sprinter и VW Crafter: при эксплуатации с постоянным перегрузом (привет нашим «маршрутчикам»!) оригинальные рычаги начинают греметь, а вот аналоги Meyle якобы надежнее. Во всяком случае, таким запчастям присваивают маркировку HD (Heavy Duty) и дают четырехлетнюю гарантию вместо годичной.
Особая гордость компании — поставка тормозных дисков и колодок (как уверяется, полностью серийных) для команд, которые участвуют в европейском трак-рейсинге, кольцевых гонках. В нынешнем сезоне детали Meyle устанавливают испанская команда CEPSA, чей гонщик Антонио Альбасете пилотирует тягач MAN, и немецкая tankpool24, которой принадлежат два тягача Mercedes. Поскольку обе команды в прошлом пользовались поддержкой самих производителей (а tankpool24 — не что иное, как бывшая команда Mercedes-Benz Motorsport Truck Racing), наверняка в былые времена там устанавливали только оригинальные запчасти. Но сейчас трак-рейсинг перестали поддерживать все европейские производители грузовиков: последним, после сезона 2014 года, из гонок ушел MAN. Поневоле обратишься к сторонним спонсорам!
На момент подготовки статьи Альбасете занимал пятое место в таблице, лучший из гонщиков команды tankpool24 — лишь шестнадцатое. Но как изготовитель тормозных деталей влияет на спортивные успехи, нам неизвестно.
Что касается установки «неоригинала» наподобие того же Meyle на обычные грузовики, то, разумеется, для гарантийных автомобилей такие детали неприемлемы, да и «официалы» их не поставят.
Однако после окончания гарантийного срока владельцы грузовиков начинают экономить, и чем старше машина, тем больше в ней появляется «неоригинала». И вот к его установке надо подходить не просто с разумением, но желательно с помощью знатоков. По словам российских специалистов, с которыми мы общались, нефирменные расходники (фильтры и т.д.) ставить не возбраняется, тем более что зачастую производители автомобилей просто упаковывают их в свои коробки, присваивая оригинальные номера. Главное — сторониться откровенной дешевки! А, например, в пневмосистеме рекомендуется использовать только оригинальные компоненты.
Вот мнение владельца одного из небольших «грузовых» сервисов: «На рынке очень много марок запчастей, и единственный способ разобраться в них — только опыт. Даже у такого гиганта-поставщика деталей, как немецкий Diesel Technic, надо знать, что можно брать, а что нельзя. Проблем с «неоригиналом» хватает: однажды заказанную ступицу мы вообще не смогли поставить на грузовик... Но, поскольку у многих частников 90% поломок происходит в рейсе, выбирать им не приходится: ставят то, что найдется. Однако в последнее время владельцы грузовиков предпочитают заказывать запчасть дороже, но качественнее. Лучше всего работать с конкретным сервисом, где машина обслуживается постоянно. Там будут заинтересованы в том, чтобы на автомобиль поставили качественную деталь: иначе самим же придется переделывать!»