Тягач на скаку остановит: как Штеффи Халм бросила вызов лидерам гонок на грузовиках
Кажется, еще совсем недавно Россия принимала у себя чемпионат Европы по гонкам на грузовиках. Но соревнования эффектных тысячесильных тягачей на Смоленском кольце, увы, задержались ненадолго: они проводились только с 2010 по 2013 год. Свое слово сказали слишком дальняя дорога и все возрастающие сложности при переходе командами-участницами границ — и в результате наша страна лишилась своего «грузового» Гран При…
С тех пор чемпионат Европы заметно преобразился. И хотя формат гоночного уик-энда остался прежним (за субботу и воскресенье проводятся пара квалификаций и четыре гонки — две с обычной и две с «обратной» стартовой решеткой), за соревнованиями грузовых монстров, разгоняющихся до 160 км/ч за каких-то семь секунд, смотреть стало куда интересней. Если раньше на пьедестале почета красовались в основном гонщики, выступающие на тягачах марки MAN, то теперь в первой четверке по итогам серии финишировали пилоты на машинах четырех разных производителей. Всего же в 35 состоявшихся заездах побеждали одиннадцать гонщиков — то есть каждый третий из общего числа участников!
Двадцать тысяч «лошадей», одновременно срывающихся со старта, — впечатляющее зрелище
Всего в чемпионате Европы 2017 года стартовали тридцать спортсменов на грузовиках восьми разных марок, а самым представительным по традиции стал этап на Нюрбургринге, который вновь превратился в настоящий фестиваль дальнобойщиков. Посмотреть на гонки и шоу грузовиков в этом году съехались 110 тысяч болельщиков со всей Европы: не каждый этап Формулы-1 может похвастать такой аудиторией. Не были обделены вниманием зрителей и остальные восемь гонок: в Австрии, Италии, Венгрии, Чехии, Словакии, Бельгии, Франции и Испании, — за большинством из них следили десятки тысяч человек.
Ну а самое любопытное в соревнованиях нынешней формации то, что перчатку пилотам-мужчинам бросила представительница прекрасной половины человечества! До того, как заняться гонками на грузовиках, немка Штефани Халм прошла традиционный для европейцев путь: картинг, младшие формулы, кузовные соревнования — в том числе на Mini и Porsche. Однако ее гоночный талант наиболее полно проявился все-таки за рулем пятитонного тягача: сначала Штеффи дважды выиграла на автомобиле MAN весьма сильный по своему составу «грузовой» Кубок Франции, а затем не затерялась и среди участников официального чемпионата Европы.
Передние тормозные механизмы тягачей снабжены системой жидкостного охлаждения — отсюда и облачка пара, которые можно заметить у грузовика Штеффи Халм (№ 44)
Как и год назад, немка закончила первенство Старого Света на четвертой позиции. Но если по ходу сезона-2016 белокурая гонщица в основном красовалась на третьей ступени пьедестала, то в нынешнем сезоне Штеффи одержала три победы, семь раз финишировала второй и четырежды — третьей. Да и очков 33-летняя Халм набрала ощутимо больше (298 против 239), став лучшей из двенадцати спортсменов, выступавших на грузовиках марки MAN.
Штеффи Халм с двумя земляками-ветеранами — 54-летним Гердом Кёрбером (в центре) и 43-летним Йохеном Ханом
Кто же сумел опередить пилотессу из Германии? Знакомые еще по гонкам в России лица! До последнего этапа на испанской трассе Харама Штеффи сражалась за бронзу с венгром Норбертом Кишшем, уступив в итоге пилоту Мерседеса каких-то 17 очков. Ну а за лидерство боролись те же два спортсмена, что и год назад. Четырехкратный чемпион Европы Йохен Хан в этом сезоне сменил проверенный MAN на новый тягач марки Iveco, который далеко не сразу поехал быстро. И хотя 43-летний спортсмен из Германии выиграл стартовый этап в Австрии, в дальнейшем инициатива прочно перешла в руки Адама Лацко, который выступал на капотном грузовике марки Freightliner. Одержав по ходу сезона 12 побед (против четырех у Хана), 33-летний чех впервые взял чемпионский титул.
Официальные соревнования по трак-рейсингу проводятся в Старом Свете с середины восьмидесятых, а статус чемпионата Европы кольцевые гонки на грузовиках получили в 2006-м. И хотя за все время существования турнира технические требования менялись не раз, последние несколько лет они заморожены. Сегодня рабочий объем десятицилиндровых двигателей ограничен на отметке 13 литров, а турбонаддув возможен только одноступенчатый — впрочем, и он позволяет «снимать» с мотора больше 1100 лошадиных сил и 6000 Нм крутящего момента. А еще гоночные грузовики по ходу заездов не могут разгоняться свыше 160 км/ч, хотя без электронного «ошейника» эта техника способна ездить и со скоростью за двести!
В следующем году программа грузового чемпионата Европы сократится с девяти до восьми этапов: из календаря выпали соревнования в австрийском Шпильберге. Интересно, удастся ли Штеффи Халм в новом сезоне поспорить с пилотами-мужчинами не только за бронзу, но и за что-то большее?
Чемпионат Европы по гонкам на грузовиках
Итоговое положение в личном зачете
Место | Гонщик | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Адам Лацко | Чехия | Freightliner | 381 |
2 | Йохен Хан | Германия | Iveco | 343 |
3 | Норберт Кишш | Венгрия | Mercedes-Benz | 315 |
4 | Штефани Халм | Германия | MAN | 298 |
5 | Антонио Альбасете | Испания | MAN | 255 |
6 | Саша Ленц | Германия | MAN | 184 |
Предварительный календарь на 2018 год
Даты | Трасса | Страна |
---|---|---|
26-27 мая | Мизано | Италия |
16-17 июня | Хунгароринг | Венгрия |
29 июня - 1 июля | Нюрбургринг | Германия |
14-15 июля | Словакия-ринг | Словакия |
1-2 сентября | Мост | Чехия |
15-16 сентября | Зольдер | Бельгия |
29-30 сентября | Ле-Ман | Франция |
6-7 октября | Харама | Испания |