Грузовики на Дакаре: квартет КАМАЗов выиграл — но у кого?
Традиционно победителем закончившегося сорок четвертого Дакара в грузовом зачёте стала наша команда КАМАЗ-Мастер. Первое место занял экипаж под номером 500 в составе пилота Дмитрия Сотникова, штурмана Руслана Ахмадеева и механика Ильгиза Ахметзянова. Это вторая подряд победа Сотникова, а для команды — шестая подряд и девятнадцатая в истории. Причем самая «разгромная» — в этот раз камазовцы взяли не три первых места, а четыре. Просто потому, что выставили на гонку четыре боевые машины.
Две из них — хорошо знакомые КАМАЗы-53409 образца 2017 года, еще две — новейшие, с кабинами поколения К5 и добавленной единичкой в индексе. По конструкции, впрочем, эти машины практически не различаются. У всех КАМАЗов на Дакаре одинаковые 13-литровые дизели Dongfeng-Cummins мощностью 1050 л.с., автоматические коробки передач Allison, раздатки ZF, мосты Sisu, карданные валы Tirsan и амортизаторы Reiger Racing. Даже полные массы одинаковы «до копеечки» — 10200 кг. Различаются поколения только формой кузова и, соответственно, элементами новой кабины.
Четыре болида — первые четыре места. Отличный результат!
Конечно, победа оказалась нелегкой — но ожидаемой. За 8400 тяжелых километров ралли-рейда с машинами случалось многое: повреждал подвеску Николаев, лопалась выхлопная труба у Шибалова, самопроизвольно отключалась коробка передач на машине Каргинова. А уж замененных «в поле» пробитых покрышек и вовсе не сосчитать. Но у остальных дела складывались не лучше, а иногда и гораздо хуже. Неслучайно за все двенадцать этапов никто из соперников не поднимался выше третьего места.
К тому же в этом рейде КАМАЗ-Мастер остался единственной полноценной заводской командой. Более-менее серьезную конкуренцию ему мог бы составить белорусский МАЗ-Спортавто, но его не допустили до старта.
Экипаж №500 летит к победе
А остальным коллективам не хватило либо опыта, либо средств. Ближайшие европейские соперники КАМАЗа — частники Лопрайсы, дилеры Татры и голландские транспортники де Рои. Конечно, заводы оказывают им поддержку, но далеко не щедрую: лишь расходники и кое-какие запчасти. А уж такого количества персонала позволить себе вообще не может никто — десяток человек в лучшем случае против сотни камазовцев.
Тот же Алеш Лопрайс, разбив машину на десятом этапе, с грустью сообщил, что у него нет необходимых для ремонта запчастей. И потому его Praga еле доползла до финиша, заняв двадцать первое место. А российские механики спокойно за ночь полностью перебрали и настроили «автомат» Allison у Каргинова — и тот финишировал четвертым. Так что саркастическая дакаровская шутка о том, что в его грузовом зачете побеждает первый после КАМАЗа, остается актуальной.
Надежды на конкуренцию с КАМАЗами у Лопрайса обрушились на десятом этапе
А еще примечательно, что в грузовом Дакаре закручивается экологическая интрига. Амбициозная программа «Будущее Дакара» предполагает развитие «альтернативных» типов машин: гибридных, электрических и водородных. Со следующего года организаторы будут поощрять участников на таких болидах, а с 2030-го в гонке смогут участвовать лишь «зеленые» машины. Понятно, что это сделает участие в Дакаре еще дороже — и частным командам станет еще тяжелее.
Первые ростки этой тенденции уже появились: к известному гибриду Renault Герта Хизинка в этом году добавился капотник Hino японца Шугавары суммарной мощностью 1065 л.с. Особыми успехами оба грузовика похвастаться не смогли: японец пришел двадцать вторым, а Renault после поломки — и вовсе двадцать девятым.
Кроме эффектной внешности, водородный Gaussin ничем не запомнился
Гораздо примечательнее ситуация с нашумевшим проектом водородного грузовика Gaussin. Заручившись поддержкой саудовского государственного нефтяного гиганта Aramco и получив статус официального партнера Дакара, футуристический прототип… исчез из официальных источников.
Оказалось, что французы пока не планировали участвовать в гонке, а лишь прокатились по маршруту нескольких этапов, покрасовавшись перед зрителями и проведя съемки. Так что посмотреть на водородную диковинку в деле пока не удалось, но создатели упорно заверяют, что его конструкция ничем не уступает обычным соперникам.
Между тем у КАМАЗ-Мастера тоже есть планы постройки «зеленых» сине-белых болидов. Пятилетняя программа предусматривает создание сначала гибридного грузовика, а потом и машины на водородном топливе. Учитывая, что программа согласована с самим КАМАЗом, нет причин сомневаться, что и «альтернативные» КАМАЗы в будущем продолжат традицию привозить команде статуэтки бедуинов.