Общественный транспорт Уфы: назад в нулевые?
Маршрутки, разношерстные автобусы, старенькие троллейбусы и трамваи — все это великолепие можно было лицезреть на улицах Москвы еще в начале нулевых. При всех своих недостатках сейчас столичный транспорт, конечно, сделал большой шаг вперед. А вот регионы в этом вопросе продвинулись не столь активно. К примеру, в столице Башкортостана на городских маршрутах царит неразбериха, а от обилия разнообразных транспортных средств рябит в глазах. В общем, оказавшись в Уфе (по какому поводу — расскажу отдельно), я выделил пару часов для более близкого знакомства с местным транспортом.
Итак, в городе с населением 1,1 миллиона человек работают практически все известные в России виды городского транспорта: тут есть автобусы (и маршрутки), троллейбусы и трамвай. Недавно на городских улицах даже испытывали московский электробус КАМАЗ — для этого в одном из троллейбусных депо установили зарядную станцию. Но пока дальше испытаний дело не пошло: дорого!
Зато НефАЗы в новых кузовах на городских маршрутах встречаются постоянно: в конце прошлого года город закупил почти сотню этих машин (на заглавном фото). Правда, в Уфе они в полунизкопольном исполнении — от центральной двери к корме ведет череда ступенек. Забираться туда — то еще развлечение, а сидеть на последнем ряду приходится с сильно поджатыми ногами.
Метановые баллоны на крыше размещены в коробах
Зато все такие НефАЗы в городе исключительно газовые. Они работают на сжатом метане, который хранится в коробах на крыше. Объем баллонов составляет 984 литра, а поместиться в них может 197 кубометров газа под давлением в 200 атмосфер. По словам водителей, этого вполне хватает на смену работы, но вот 250-сильного двигателя Weichai этому автобусу маловато: в подъемы приходится взбираться внатяг.
Полунизкопольный ЛиАЗ-5293 с рестайлингом в стиле модели 4292 — уфимская экзотика
Есть в Уфе и автобусы Группы ГАЗ, причем крайне необычные. Это ЛиАЗы модели 5293 — полунизкопольной версии знаменитой 5256. Они недавно были сняты с производства, а Уфа получила 35 таких машин одной из последних, в 2020 году. При этом местные ЛиАЗы рестайлинговые: у них иные передние маски, а фары и задние фонари — от модели 4292. А совсем недавно в город завезли и другие ЛиАЗы — подержанные, с московских маршрутов. Конечно, они полностью низкопольные, но явно «ушатанные». По крайней мере, сейчас эта техника стоит на территории одного из парков — и ощущения, что завтра выйдет на маршрут, нет.
Вектор-Next с широкой дверью и площадкой низкого пола сзади, за ним — газовый НефАЗ в кузове предыдущего поколения
Кстати, если еще пару лет назад в городе правили бал разношерстные перевозчики на старых пазиках, то в середине прошлого года их все сняли с маршрутов. Взамен город закупил… Тоже пазики, но новые! Так, в 2021 году в городе появилось 120 свеженьких муниципальных Векторов Next в разных комплектациях: длинные и короткие, некоторые с низкопольной площадкой сзади и местом для инвалидных колясок.
Газовый автобус Lotos одного из частных перевозчиков
Впрочем, частники с уфимских маршрутов никуда не делись. К примеру, один из них недавно выпустил на городские маршруты газовые автобусы Lotos 105. По сути, они представляют собой серьезно доработанные китайские машины марки Foton — эту технику с двигателями Yuchai выпускает компания РариТЭК из Набережных Челнов.
Ну а от разнообразия небольших маршруток на широких городских улицах просто пестрит в глазах, а техника самая разная. Тут и свежие Газели Citiline, и длинные Транзиты, и Спринтеры. Но встречаются и самые настоящие уникумы — например, старенькие Газели с высокой крышей и распашной боковой дверью или древние соллеровские Fiat Ducato. Пассажиры на остановках выстраиваются к ним в очереди, набиваются внутрь, едут стоя… Как и в былые времена: маршрутка быстрее автобуса, а о безопасности никто и не думает.
Этот троллейбус БТЗ выпущен в 2010 году
Подтверждением тому служат практически пустые троллейбусы на местных маршрутах — даже в час пик людей в них немного. Под контактной сетью трудятся в большинстве своем ветераны — троллейбусы местного, некогда огромного, а ныне — обанкротившегося, завода БТЗ. Впрочем, есть тут и продукция нового (и опять же местного) завода УТТЗ — девять троллейбусов в кузове белорусских МАЗов.
А еще в Уфе есть трамвай. Точнее — трамваи: сегодня это две фактически независимые друг от друга трамвайные системы, не имеющие пересечения, — хотя еще не так давно сеть проходила через весь город, и трамваи ходили по главным проспектам.
Много же успел повидать этот трамвай за 50 лет работы — обратите внимание на надпись на немецком языке на маршрутном указателе
Сейчас же особого внимания заслуживает система в районе Черниковки, ведь на ее путях работают настоящие раритеты! Остановка — просто табличка над рельсами, когда придет следующий трамвай — спрашивать бесполезно: четкого расписания нет. Но людей — прилично.
В салоне — хлипенькие пластиковые ковши-креслица
Я все-таки дождался — к остановке пригрохотала старенькая Tatra T3. Как выяснилось — очень старенькая. Именно этот вагон недавно отметил полувековой юбилей, каким-то чудом дожив до наших дней. А ведь, судя по всему, начинал он работать где-то в Германии — по крайней мере, об этом говорят многочисленные надписи на немецком в салоне и даже маршрутный указатель над кабиной.
По всему салону — старые надписи на немецком
Двадцать два рубля за билет — и поехали. На кривых путях старика раскачивает из стороны в сторону так, что и сидя не чувствуешь себя комфортно. Звуковое сопровождение соответствующее — лязг и скрежет на кривых и грохот при прохождении стрелок. Каким-то чудом я все-таки доехал до конечной, а ведь люди в таких условиях ездят каждый день: салон был заполнен точно больше, чем наполовину. Конечно, в другой части города встречаются и более современные трамваи — к примеру, вагоны КТМ. Но и их состояние оставляет желать лучшего.
А так выглядит панель управления
И все это наводит на грустные мысли. Понятно, что средств на развитие транспорта в регионах априори меньше, чем в столице. Но если на закупку автобусов их найти удалось, то старые Татры в Черниковке, похоже, рискуют дожить и до 60-летнего юбилея.