С апреля проезд по федеральным трассам подорожает вдвое

Фото: Федор Лапшин

В нашей стране 31 января ­произошли два важных события, касающиеся российских перевозчиков. Сначала было объявлено, что те, кто зарегистрирован в системе оплаты федеральных дорог Платон и уплатил годовую сумму, равную транспортному налогу (или более), освобождаются от этого налога.

Но не успели транспортники облегченно вздохнуть, как на их плечи упало новое бремя. Тем же 31 января датировано и постановление о повышении платоновского тарифа в два раза! Сейчас проезд по километру федеральной трассы стоит 1,53 рубля, а с 15 апреля ставка повышается до 3,06.

Теперь смотрите: в Москве ежегодный транспортный налог для 420-сильного тягача равен 420х70 рублей = 29400. Если фура проезжает за год по федералкам 100 тысяч километров, то прежде на Платон уходило 153 тысячи рублей, а теперь 306 тысяч. На этом фоне 30 тысяч, которые государство «прощает» перевозчику, — сущие копейки!

А знаете, сколько теперь придется заплатить Платону за рейс Москва—Питер и обратно? Уже не примерно 2100 рублей, как сейчас, а все 4200.

И отвертеться будет все труднее, поскольку контроль за оплатой дорог ужесточат. В апреле на трассах начнут действовать три сотни рамок с камерами, к середине июля — уже 481. За уклонение от оплаты проезда ­Ространснадзор уже взыскал с перевозчиков 48 млн рублей...

По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, сегодня нормативам отвечает 71% федеральных дорог, но только 40% — региональных

Кстати, за день до выхода в свет постановления я побывал в Общественной палате РФ, где выступал министр транспорта Максим Соколов, и он посетовал на то, что перевозчики до сих пор оплачивают проезд «по льготному тарифу». А уже на следующий вечер объявили, что тариф повысится в два раза. Впрочем, об этом было известно изначально, только никто не знал, когда ценник подскочит.

Первая причина подорожания лежит на поверхности: министр заявил, что сейчас в нормативное состояние приведен 71% федеральных трасс (хотелось бы верить), однако лишь 40% региональных дорог отвечают нормативам. Значит, остальные 60% — убитые. А денег не хватает, хотя в бюджет уже собрано 20 млрд «платоновских» рублей (11 млрд из которых пошли на ремонт и строительство федералок и мостов).

Неудивительно, что в постановлении написано: «Доходы будут направлены на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог... регионального, межмуниципального и местного значения».

Так что деньги с дальнобойщиков собирают за проезд по трассам, а пустят в том числе на ремонт городских улиц, по которым фуры не ездят.

А еще, по словам министра, Платон нужен для того, чтобы переориентировать грузопоток на другие артерии, в том числе водные. Не можешь платить за дороги? Уходи из бизнеса, ставь фуру к забору! А твой груз повезут по воде или по рельсам.

И нынешнее подорожание не последнее: в постановлении указано, что «срок начала ежегодной индексации размера платы в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен переносится с 1 июля 2017 года на 1 июля 2018 года».

Знаете, что это означает? В июле следующего года тариф снова вырастет — видимо, до 3,73 руб/км, о которых было заявлено изначально.

И вот что получается. Дороги становятся все дороже, товары автоматически тоже, и в итоге цены за проезд опять поднимают. Замкнутый круг, и перевозчикам из него не выбраться!

Германия учится у России: с июля 2018 года все федеральные дороги там станут платными для грузовиков

Здесь мы хотели было написать, что подобного нет ни в одной стране мира (в Западной Европе платят, как правило, только за проезд по автобанам и с учетом экологического класса). Но когда материал был уже готов, Федеральный совет Германии принял решение: с июля 2018 года платными для грузовиков полной массой свыше 7,5 т станут не только автобаны, как сейчас, но и все федеральные дороги! А это позволит ежегодно пополнять бюджет еще на 2 млрд евро. Похоже, это тот случай, когда немцы берут пример с русских... 

Рекомендованные статьи