Ля криз: что Лапшин увидел на выставке грузовиков во Франции
Я который раз посещаю выставку грузовиков Solutrans во французском Лионе, которая, как и наш Комтранс, проходит по нечетным годам. Но на этот раз визит оставил смешанные чувства: хотя экспонатов полно, во всем чувствуется la crise — «кризис». И даже не столько в грузовом автопроме Европы, сколько в автомобильно-выставочном деле.
Понятно, что раньше я был моложе, трава — зеленее, а французский багет хрустел завлекательнее. Но, мадам и месье, действительно ли Solutrans — международная выставка, каковой ее представляют организаторы? Ведь многие ее участники не говорят ни на каких языках, кроме родного французского. Здесь главная фраза, которую надо знать иностранцу, — «Парле ву англе?», «Говорите ли вы по-английски?». И менеджеры в большинстве своем разводят руками: увы. Естественно, пресс-конференции тоже без всякого перевода. И после этого европейские журналисты еще утверждают, что наш Комтранс «слишком национальный»!
Раньше коллеги в шутку называли Solutrans выставкой трех марок — Renault, Peugeot и Gruau (это кузовное ателье). Так теперь и это не соответствовало действительности: даже местные гранды Citroen и Peugeot сюда не приехали — не говоря о Форде, Фольксвагене и «фургонном» подразделении Мерседеса.
Но главная беда в другом. В былые времена производители выбирали подобные выставки местом для мировых дебютов: звучат фанфары, с грузовика сдергивают покрывало — и вот автомобильная пресса уже пишет о новинке. Теперь же компании предпочитают метод «b2b», «бизнес для бизнеса», впервые показывая свои машины клиентам и журналистам еще за пределами автосалонов. В итоге я уныло бродил от стенда к стенду: и Скании читателям знакомы, и Mercedes без зеркал, и IVECO S-Way.