В коме или в трансе? В Москве прошла выставка коммерческого транспорта

Вторая московская выставка коммерческих автомобилей за несколько месяцев, да еще в жесточайший кризис на рынке, — не многовато ли? Хорошо, что третьей не будет: Комтранс перенесен на 2026 год. Но и на впервые проводимых салонах ComAutoTrans/AutoBusExpo, совмещенных со смотром запчастей (их устроила в пику Комтрансу та же команда, что организовывает CТТ/ComVex в конце мая), экспонентов оказалось немного. Как шутили про Комтранс: «То ли в коме, то ли в трансе...»
Sitrak 6x6: показывать его можно, а продавать — нет!
Один из стендов даже был заставлен массажными креслами: хорошо еще, что тут не торговали медом и «финками НКВД»! И неудивительно, что сюда не приехали крупнейшие отечественные игроки: дистрибьютор нижегородских машин СТТ (не путайте с одноименной выставкой) лишь участвовал в тест-драйве на выставочной площадке, а КАМАЗ в эти же дни — вряд ли случайно! — устроил на автодроме «Игора Драйв» под Санкт-Петербургом масштабную демонстрацию техники, о которой обязательно расскажем позже. Впрочем, были красиво представлены МАЗ, Higer, Yutong и Sitrak, который показал, помимо прочего, трехосные модели, запрещенные к продаже Росстандартом. Прямо как почтальон Печкин: «Посылка у меня есть, но вам я ее не отдам...» Однако было здесь и несколько новинок.
Вот, например, МАЗ-351 — «турист», в котором, как заявлено, полностью отсутствуют санкционные компоненты. Это младший брат уже известного трехосного лайнера МАЗ-350: двухосник короче (12,5 м) и тоже оснащен китайскими агрегатами (400-сильный Weichai, «автомат» Fast Gear). Впрочем, многие компоненты белорусские — это, по словам представителей МАЗа, мазовский ведущий мост, рулевое управление из Борисова, стекла из Могилева, амортизаторы и т. д. Однако конструкция пока явно сырая: то, что кресла не сдвигаются в проход, — полбеды, но почему стеклопластиковая крышка моторного отсека не поднимается на угол 90 градусов? При этом за автобус просят 19,8 млн рублей — тогда как новейшие лайнеры Higer V, которые демонстрировались рядом, стоят 15 млн! А трехосный МАЗ-530 обойдется уже в 23—25 млн рублей.
Еще один новый МАЗ, грузовой, создан по заказу компании Rulog, которая возит продукцию сети «Вкусно — и точка». У шасси — колесная формула 6×2 с подъемной задней осью, изотермический фургон сделан минской компанией Купава, а вот задний гидроборт — российский, завода Микрон из Великих Лук. Он, конечно, проще импортных (здесь нет выносных пультов управления), но и дешевле — 520 тысяч рублей. В планах перевозчика сети «Вкусно — и точка» — закупка до 20 таких машин в год.
А тем, кому нужен маленький рефрижератор, подойдет китайско-подмосковная новинка: кузовостроитель Мосдизайнмаш из Обнинска и компания СИВ Трансхолод представили фургончик на шасси Dongfeng Z55 с холодильной установкой Carrier Citimax D5 — более эффективной, компактной и легкой, нежели предыдущие модели (ее тоже производят в Китае). Заявленная полная масса машины — 3,5 т, а паспортная грузоподъемность, всего 550 кг, позволит проезжать даже в центр Москвы.
Кстати, когда статья уже была написана, я взял этот рефрижератор на экспресс-тест и выяснил, что на самом деле он может увезти куда больше, потому что его реальная полная масса — не 3,5 т, а почти пять! Но об этом расскажем позже.