Концерн Volvo открыл в Калуге завод по производству «грузовых» кабин. На падающем российском рынке?
Четыреста гостей. Девяносто журналистов. Девяносто миллионов евро, затраченных на строительство. Размаха, с которым концерн Volvo открыл в Калуге завод по производству «грузовых» кабин, мы давно не видели! Но какова роль этого предприятия на стремительно падающем российском рынке грузовиков?
У представителей Volvo Group — талант открывать новые российские предприятия в кризис! Калужский завод по сборке грузовиков Volvo и Renault (обе этих марки входят в Volvo Group), рассчитанный на ежегодное производство 15 тысяч машин, стартовал аккурат в «провальном» 2009 году. И хотя с тех пор он исправно функционирует, расчетные объемы пока недостижимы: десятитысячный Volvo здесь сделали в 2013 году, а за девять месяцев 2014 года завод собрал, по данным АСМ-холдинга, чуть больше 1200 грузовиков. Зачем при таких объемах строить рядом еще и корпус, рассчитанный на выпуск до 15 тысяч кабин в год, да еще с применением «высоких технологий»?
Для удешевления машин? Вряд ли: штампы и «начинку» везут из Швеции и Франции. Для ухода от утилизационных сборов? Тоже нет: «утилизацию» должны платить все производители грузовиков. Чтобы трудоустроить жителей Калуги (здесь может работать до 350 сотрудников?) Но пока из-за уменьшения объемов выпуска грузовиков часть сотрудников просто перевели с основного завода на «кабинный». Может быть, новый завод будет делать кабины для других вольвовских заводов? Нет, он ориентирован только на калужское производство.
По словам представителей Volvo Group, такая локализация поможет добиться льгот в режиме промсборки и избежать повреждений при транспортировке кабин, но, разумеется, основная цель — более глобальная. У Ильфа и Петрова один из героев декламировал: «Я к вам пришел навеки поселиться!»
Именно ради этого вольвовцы возводят в чистом поле под Калугой целый город из своих предприятий: рядом собирают экскаваторы Volvo, в планах — производство «грузовых» мостов и коробок передач. Кризисы приходят и уходят, а заводы остаются! А поскольку концерн производит в Калуге модели новейшего образца, а не «второй свежести», снятые с производства в Европе, это доказывает, насколько серьезно шведы относятся к нашему рынку — тем более что к 2018 году калужские грузовики должны быть локализованы на 45%.
На момент открытия «кабинное» производство еще находилось в стадии отладки: из надписей на заводском стенде следовало, что за неделю здесь сварили всего три кабины и даже уронили одну дверь... Но скоро калужские Volvo и Renault будут получать кабины местного производства — а там, глядишь, и на «грузовом» рынке забрезжит свет в конце туннеля. То есть в окне кабины.