Троллейгруз: мы познакомились с гибридом троллейбуса и бензинового грузовика, который производился в шестидесятых

Фото: из архивов Станислава Кирильца, Федора Лапшина и Максима Чернявского | Петр Грибачев

Троллейгруз — это грузовой троллейбус? Точно! Еще эти машины называют троллейвозами и троллейкарами, а перед нами и вовсе дуобус — гибрид троллейбуса и бензинового грузовика, который производился в шестидесятых. Его восстановили энтузиасты Мосгортранса — и я познакомился с этой машиной.

Однажды, когда еще ребенком меня везли по вечерней Москве, я увидел странный троллейбус без окон. Так бы это воспоминание и осталось лежать на дальней полке, если бы не нынешний троллейбусный парад Мосгортранса. На нем среди многочисленных пассажирских моделей я увидел эту, грузовую, — как оказалось, только что отреставрированную. Много лет она работала в одном из троллейбусных парков, потом стояла «у забора»... Машине повезло: ее не порезали на металлолом, а восстановили на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) — где ее, собственно, и произвели в 1963 году.

А сейчас на Мосгортрансе восстановили серийный дуобус ТГ-3, который выпускался заводом СВАРЗ с 1963 по 1970 год. Его конструкция полностью оригинальная, но с «грузовыми» компонентами: бензиновый 70-сильный двигатель и коробка передач — от ГАЗ-51. Рулевое управление, карданные валы (только укороченные) и задний мост — от МАЗ-200.

Сзади — распашные двери, по бокам — сдвижные. Прямо как у современных фургонов!
Сзади — распашные двери, по бокам — сдвижные. Прямо как у современных фургонов!
Под люками в полу — компрессор (слева), электродвигатель (справа) и главный редуктор (за ним)
Электродвигатель и главный редуктор
0 / 0

С «газоновским» мотором валом со­единен электродвигатель ДК-202Б (точно такие же ставились, к примеру, на троллейбусы МТБ-82Б), установленный под полом грузового отсека. Оба двигателя работают попеременно: когда машина едет на электричестве, бензиновый остановлен, а если включен ДВС, вал электромотора вращается вхолостую.

Решетка радиатора откидывается. Сам радиатор уже новый, но сделан по оригинальным чертежам
• Посреди кабины — капот бензинового двигателя
• Сам двигатель — карбюраторный, 70-сильный, от ГАЗ-51
0 / 0

Переключение типа привода — рычагом рядом с ручником, но сперва нужно выполнить ряд манипуляций. Опустить или, наоборот, поднять «рога»-токосъемники, переключить правую педаль с «бензина» на «электричество». И только потом передвинуть тот самый рычаг.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи